
Екатерина Кочнева: «Нужно повышать уровень инклюзии в обществе»
– Ограниченный ресурс образовательной системы для детей с ограниченными возможностями очевиден. Какие есть перспективы его расширения?
– Работа по расширению образовательного ресурса для людей с инвалидностью, в том числе лиц с ментальными нарушениями, сейчас ведется очень активно. Например, есть федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его цель – к концу 2024 года дать возможность не менее чем 70 процентам детей с ментальными нарушениями обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, которые адаптированы под их особые потребности.
В том числе речь идет о том, чтобы помочь им раскрыть свой профессиональный потенциал. Это подразумевает и обучение по программам допобразования в различных мастерских, тренировочных квартирах, чтобы дети могли адаптироваться к самостоятельной бытовой и профессиональной жизни. Это и помощь в последующем трудоустройстве.
– Раньше, насколько известно, на ряде предприятий были цеха, где вполне успешно работали инвалиды, причем они были исполнительными и аккуратными. Как возможно в условиях рынка привлекать на производство определенное количество инвалидов?
– Действительно, получение профессии проблематично для людей с инвалидностью, особенно для тех, кто имеет ментальные нарушения. Спектр профессий, в которых они сейчас могут себя проявить, очень мал и зачастую не отражает всех возможностей человека.
Очевидно, что получение большей части навыков требует их практического освоения. И, конечно, лучше всего это делать непосредственно на месте потенциальной работы.
– Как лучше вовлекать бизнес в это? Кнутом или пряником?
– Метод кнута, я думаю, не самый подходящий вариант для выстраивания этих связей. Это должно происходить на основе социальной корпоративной ответственности.
Поэтому нужно повышать осведомленность и информированность общества о проблемах, с которыми сталкиваются люди с ментальными нарушениями. Обязательное условие для успешной трудовой деятельности инвалидов – сопровождение их на производства.
Для этого нужно привлекать и поощрять бизнес, который готов брать на работу инвалидов, за реализацию программ наставничества и сопровождение в рамках профессиональной деятельности.
– Кто должен заниматься процессами обучения и трудоустройства инвалидов? Некоммерческие или родительские организации, государство?
– У каждой из сторон существуют свои возможности и сфера ответственности. Конечно, базово профориентацией детей с инвалидностью занимается школа. Колледжи берут их дальше в коррекционные классы и помогают освоить профессиональные навыки. Но, чтобы в перспективе ребятам было проще найти работу, нужно не только поощрение со стороны государства за развитие наставничества и прием инвалидов на работу – сейчас это уже делается. Нужно повышать уровень инклюзии в обществе, показывать примеры взаимодействия с людьми, у которых есть особенности развития, чтобы бизнес понимал свою социальную ответственность.
И здесь важно не только обеспечить профессиональное сопровождение инвалидов, но и подготовить среду.
Поэтому решение не может быть переложено на плечи только одной стороны – каждая из них, участвуя в диалоге, может привнести рациональное и необходимое.