Атомоход для океана, болотоход для суши – чем удивил XI Арктический форум

XI международный Арктический форум, открывшийся в четверг, внешне напоминал выставку модной одежды и мощных автомобилей. Одежда была полярная, выдерживающая температуру 110 градусов ниже нуля, а автомобили – для прогулок по тундре. Среди обсуждаемых тем наибольший интерес вызвали перспективы развития Главного Северного морского пути, программы изучения и разработки недр, дрейфующие полярные станции, сохранение экологического благополучия – все это обсуждали специалисты, съехавшиеся в Петербург из разных уголков страны, от Мурманска до Чукотки. Представители других стран – в частности, Норвегии и Исландии – участвовали в дискуссиях посредством видеосвязи.
10 процентов ВВП
Губернатор Петербурга Александр Беглов напомнил, что в Арктический кластер сейчас входят 25 петербургских предприятий: это и судостроительные, и радиотехнические заводы, и образовательные учреждения, не говоря уже о научных. И что петербургский порт способен принимать крупные грузовые суда, такие как контейнеровоз «Севморпуть», а с таким логистическим центром можно добиться существенного перераспределения грузопотоков между Европой и Азией.
Вице-президент по федеральным и региональным программам компании «Норильский никель» Андрей Грачев отметил, что президент Владимир Путин всегда ставил знак равенства между освоением Арктики и будущим России. На территориях Крайнего Севера живет только 1 процент россиян – но они обеспечивают 10 процентов ВВП. Половину этой доли обеспечивает «Норникель». Помимо социальных программ, которые предприятие выполняет для улучшения условий жизни, компания поставила цель добиться снижения вредных выбросов. В частности, выброс диоксида серы к 2024 году снизится на 85 процентов по сравнению с 2017 годом. Удалось очистить 30 километров прибрежной зоны от продуктов горюче-смазочных материалов.
«Деньги не всегда главное, – резюмировал Грачев и рассказал, как на Таймыре спасают редкие языки. – Есть народ: энцы, всего 278 человек, у которых нет своей письменности, и мы поддержали работу по ее созданию. А еще мы помогаем перевести на местные языки песни Великой Отечественной войны».
Вызволить из ледового плена
Вячеслав Рукша, директор Дирекции Северного морского пути, заявил, что организация круглогодичного трафика по Северному Ледовитому океану запланирована на 2025-2030 годы, а к 2035-му Севморпуть превратится в полноценный мультимодальный коридор, по которому ледоколы смогут ходить со скоростью 10 узлов. Учитывая, что средняя скорость крупнотоннажных судов – всего 14 узлов, можно не сомневаться, что зарубежные логисты этот путь оценят. Плохо только, что ледоколами пока оснащена только европейская часть Заполярья, а в восточных областях такого транспорта еще нет. Грузовой транспорт, избалованный несколькими теплыми зимами, все продлевал и продлевал безледокольный период, и в ноябре несколько судов внезапно оказались в ледовом плену, так что их пришлось срочно спасать. Тех ледоколов, которые сейчас работают на Севморпути, – это «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» – уже не хватает, тем более что они устарели. Атомоход «Сибирь» сейчас проходит ходовые испытания в Финском заливе, и если все будет хорошо, 15 декабря его торжественно сдадут. Зато ледокол «Арктика» испытания прошел и уже готовится начать работу, а в 2022 году на воду спустят ледокол «Якутия».
Что касается сухопутного транспорта, то в России, где Заполярье – это сплошная тундра, лучшим его образцом стало болотоход. Представленные модели умеют плавать – со скоростью 1 км/ч, и ездить – на 70 км/ч. Болотоход «Хаски» приехал в Петербург из Люберец, амфибия «Русак» – из нижегородского городка Богородск. А в Петербурге работает Вездеходное общество, способное устроить для всех желающих прогулку на таких монстрах.
