Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

300 картин, кружева и кошка Мурка. В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков покажут «Комплексное зрелище»

Выставка приурочена к 30-летию музея
Фото: ВК/ «Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков»

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков покажут выставку «Комплексное зрелище», которую приурочили к 30-летию музея. На самом деле правильно будет сказать, что 30 лет исполняется коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП). А сам музей, расположенный на набережной канала Грибоедова, 103, гораздо моложе. Статус государственного он получил в 2015 году.

Рождено в Петербурге

По словам директора Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков Марины Джигарханян, собрание МИСП имеет характерный культурный профиль. Оно представляет изобразительное искусство, рожденное Санкт-Петербургом.

«Это искусство, которое исследует современные процессы, возникшие в нашем городе. И это принципиально отличает МИСП от всех других музеев, обозначает его место в культуре города на Неве», – отметила директор.

Она рассказала, что за последние годы коллекция музея значительно пополнилась. Художники, их наследники, меценаты – то есть все те, кто пожелал сохранить свои работы для будущего, отдают их в МИСП. Всего за последние шесть лет в фонды музея поступило более 1000 даров. Кроме того, и сам музей старается пополнять свое собрание благодаря как официальным государственным закупкам, так и приобретениям на собственные средства.

Два портрета

Удивительную историю одного такого приобретения и рассказала Марина Джигарханян. Речь в ней идет об известном художнике и педагоге, представителе ленинградской пейзажной школы Владимире Гринберге.

Во время войны он остался в Ленинграде, строил оборонительные сооружения, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в «Окнах ТАСС», был участником «Первой выставки работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны». Эта выставка состоялась в январе 1942 года, а спустя месяц, в феврале 1942-го, художника не стало, он умер от голода.

Его жена Вера Евгеньевна, уехавшая после его смерти в эвакуацию, постаралась как можно раньше вернуться в родной город. И успела вовремя. Квартиру на тот момент самовольно вскрыли, и ей лишь чудом удалось спасти от гибели все картины мужа.

А вот две другие работы – портрет жены Гринберга и его брата, который тоже был творческой личностью и создал в графике ряд интересных произведений, приобрести оказалось не так-то просто.

«При приобретении этих работ мне пришлось за них побороться, так как предлагали только один портрет. Но они очень связаны. После гибели в годы блокады Владимира Гринберга Вера Евгеньевна эвакуировалась. Но как только представилась возможность вернуться в Ленинград в 1944 году, а это ей удалось сделать, только завербовавшись в отряды по расчистке завалов, она вернулась, чтобы спасти наследие своего мужа. И успела вывезти из квартиры, уже заселенной другими людьми, его работы. И сейчас мы представляем портрет его брата, тоже никогда не выставлявшийся», – рассказала Марина Джигарханян.

Более трехсот работ

Кстати, эти работы впервые можно увидеть на выставке «Комплексное зрелище». Также будут представлены живописные портреты 1920-1940-х годов, выполненные известными мастерами Виктором Прошкиным, Лидией Тимошенко, Николаем Лапшиным, Александром Русаковым.

Эпоха советского искусства найдет отражение в портретах и жанровых композициях 1960-1970-х годов, созданных Валерием Ватениным, Кириллом Гущиным, Николаем Кошельковым, Виктором Тетериным, Ольгой Богаевской и другими авторами. Беспокойный дух творческого эксперимента, идеи новейших достижений современного искусства пронизывают арт-объекты Владимира Козина, Давида Плаксина, Василия Дьякова, Ивана Плюща.

«Коллекция МИСП располагает первоклассными образцами творчества петербургских художников. Костяк собрания составляют работы мастеров, которые являлись живыми участниками культурных процессов конца ХХ века, творцами многогранной картины искусства 1980-1990-х годов. Именно с этим историческим периодом совпало начало комплектования фонда», – уточнила Марина Джигарханян.

В то же время она отметила, что в коллекции будут и произведения мастеров, сформировавших психологию и творческий настрой 1920-1940-х годов. «Именно живописные и графические работы, относящиеся к первым десятилетиям ХХ века, составляют гордость коллекции МИСП», – подчеркнула она.

Всего на выставке «Комплексное зрелище» будет более 300 произведений – живопись, графика, скульптура и арт-объекты. Например, здесь покажут вышивки выдающегося сценографа, живописца, графика Марины Азизян, для которой это занятие является и хобби, и любимым детищем. Основная часть произведений, представленных на выставке, будет показана публике впервые.

В программе выставки – несколько перформансов, подготовленных артистами петербургских театров. Также будет показан анимационный фильм, где главным действующим лицом станет кошка Мурка. Персонаж известной художницы Екатерины Звонцовой расскажет зрителям несколько занимательных историй о петербургском искусстве.

К выставке будет издан каталог на двух языках (русском и английском), представляющий лучшие произведения коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков и содержащий серьезный научный блок: вступительные статьи, биографии художников, документально-архивные фотографии. Издание поможет понять историческое значение, этапы развития и направление движения коллекции, которая является прямым отражением культурного развития Петербурга.

Выставка «Комплексное зрелище» будет работать с 8 декабря по 27 февраля 2022 года.

Закрыть