Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Одиннадцать друзей Монрепо: как реставрируют печи исторической усадьбы в Выборге

Они вернутся в родной город весной 2022 года
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Петербургские реставраторы постепенно завершают приведение в порядок печи Усадебного дома и Библиотечного флигеля Монрепо в городе Выборг. Изделия дошли до нас в плачевном состоянии. В общей сложности специалистам понадобилось три года, чтобы вернуть печи конца XIX – начала XX века к жизни.

В городе Выборг продолжаются работы по реконструкции парка Монрепо. Они ведутся уже четыре года. За это время специалисты отреставрировали долину «Китай», восстановили Китайские мостики, благоустроили район «Край света». Кроме того, воссоздали висячий садик. Сейчас продолжаются работы над парковыми мостами на Елисейских полях, восстановлены четыре пирса и долина «Розенталь».

Сейчас в работе у специалистов доминанты парка – Усадебный дом и Библиотечный флигель.

«Уже завершены работы по сборке срубов дома и флигеля в парке Монрепо. Здания успешно прошли усадку до проектных отметок и сейчас реставраторы ведут внутренние отделочные работы», – рассказал заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель Комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой.

Пока памятникам архитектуры возвращают их исторический облик, в Петербурге силами реставрационно-строительной компании «Паллада» дают новую жизнь 11 печам, которые датируются XIX-XX веками. В 2018 году их демонтировали, а уже весной 2022 года они вернутся в родные стены.

«Из 11 печей семь требовали реставрации, а четыре, помимо реставрации, – работ по воссозданию элементов, – рассказывает директор реставрационно-строительной компании «Паллада» Константин Лихолат. – Утраченные элементы воссоздают из пластической глины в специальной гипсовой форме».

В реставрационном цеху в разобранном виде представлены круглые печи начала XIX века. Они украшали Усадебный дом Монрепо – всего до нас дошли семь таких печей. По словам специалистов, исторически печей было гораздо больше, но время их не пощадило.

«Интересно, что некоторые дефекты и даже крупные трещины на изразцах печей в то время не считались каким-то большим дефектом. Хозяева и реставраторы тогда это прекрасно понимали, и надо сказать, что цены на такие печи были немаленькими, – поясняет Константин Лихолат. – Сейчас наши реставраторы работают с большими сколами изделий. При этом крупные трещины, которые образовались еще в то время, мы реставрировать не будем, их сохранят как подлинный след того времени».

Специалисты отмечают, что печи дошли до нас далеко не в идеальном состоянии. Другими словами, одной реставрацией здесь не обойтись – многие фрагменты пришлось воссоздавать. Больше всего утрат зафиксировано по черепку и глазури. Как минимум одно из изделий лишилось фурнитуры, вероятно, прочистной дверцы.

Главная причина удручающего состояния – открытые печные трубы, через которые попадали осадки, воздействуя на кирпичную кладку изделий: она буквально рассыпалась в руках специалистов во время демонтажа печей три года назад.

«Работы по реставрации и воссозданию постепенно завершаются. Фрагменты ждет глазуровка, цвет которой уже подобран, а после – обжиг в печи. В дальнейшем печи повезут уже на монтаж. При этом наносить финальный лаковый слой на утраченные элементы печей будут уже на самом объекте, при нужном освещении и с учетом климатических условий», – рассказывает Константин Лихолат.

По словам научного консультанта музея архитектурной и художественной керамики «Керамарх» Андрея Роденкова, Усадебный дом переделывался в самом начале XIX века для барона Николаи – личного секретаря Павла I.

«В то время внутренние интерьеры обновляли под стиль классицизма, который тогда уже господствовал. Вместе с тем появляются печи, которые дошли до нас в том или ином виде. Причем мы говорим не о косметическом ремонте, а о полной перестройке дома», – рассказывает Андрей Роденков.

Для такого стиля, по словам эксперта, характерны одноцветность, строгость и орнамент, отсылающий к античным мозаикам и венкам.

По соседству с печами времен ампира на «реставрационном столе» лежат в разобранном виде финские печи начала XX века. Они украшали Библиотечный флигель усадьбы Монрепо. Всего таких печей четыре, изделия точно так же были демонтированы в 2018 году для дальнейшей реставрации.

«Финские печи по сравнению с изделиями эпохи ампира пострадали всего на 15 процентов. Исторически черепок таких печей – это красножгущаяся глина. Для воссоздания утраченных элементов мы решили использовать все-таки беложгущуюся глину, – рассказывает Константин Лихолат. – Отмечу, что рядовая печь конца XIX – начала XX века насчитывала всего от 60 до 100 изразцов в печном наборе. Это зависело от самого изделия и его размеров: как известно, по конфигурации печи были как угловые, так и пристенные».

В дальнейшем фрагменты также подвергнутся глазуровке, обжигу в печи, а затем поедут на монтаж в Выборг.

«На финских печах орнамент представлен в стиле минимализма. В начале XX века в оформлении больше господствовало направлениеар-деко, которое как раз характерно для 10-20-х годов прошлого века. Правда, есть среди них одна печь с орнаментом в виде венка, которую можно отнести к неоклассицистическому стилю», – рассказал Андрей Роденков.