Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Петербурге отметили 60 лет ленинградского эстампа

В галерее «Голубая гостиная» Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградский эстамп. 1930-1990»

На выставке представлены 58 произведений мастеров, в разное время работавших в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза советских художников. Это эстампы (литографии, офорты, линогравюры, монотипии) из фонда графики и частных собраний.

Как рассказала «Петербургскому дневнику» искусствовед Елена Лысак, тот факт, что все эти работы представлены именно в галерее Союза художников, совсем не случаен.

«В истории Союза было такое знаменательное явление, как экспериментальная литографическая мастерская. Располагалась она именно в здании на Большой Морской, 38. Здесь поставили станки, на которых мастера изготавливали свои литографии. В то время ими было принято украшать Дворцы культуры, театры и другие общественные учреждения. А так называемая массовая печатная продукция шла в народ. Она была очень популярна и вполне доступна для обычных любителей искусства».

На выставке можно увидеть работы Александра Ведерникова, Бориса Ермолаева, Алексея Пахомова, Георгия Верейского, Александра Якобсона и других мастеров, каждый из которых вошел в историю ленинградской школы графического искусства.

«Это самые разноплановые произведения. Например, работы 30-х годов прошлого века показывают нам, как прекрасна, на взгляд художников, советская жизнь. О годах войны и блокады повествуют агитационные плакаты в технике цветной литографии «Боевого карандаша». В работах 50-60-х годов мы видим удивительно красивых женщин и детей, целеустремленных людей, верящих в светлое будущее», – рассказала Елена Лысак.

По ее мнению, выставка настолько цельная, что выделить одну или несколько каких-либо работ очень затруднительно. При этом каждую из них можно описывать и изучать. Тем более что история ленинградской литографской школы еще недостаточно систематизирована. Между тем, это было очень яркое явление в искусстве Ленинграда, о котором нельзя забывать.

«Конечно, все это надо видеть своими глазами. Поэтому было бы неплохо, если бы зрители пришли и посмотрели нашу выставку», – считает искусствовед.

По ее словам, выставка еще интересна тем, что на ней представлены договоры художников с госзаказчиками как свидетельство заботы государства о мастерах. Любопытно будет взглянуть и на литографский камень художника Николая Гетманского, с которого делался оттиск с изображением Феликса Дзержинского, окруженного детьми.

«Эта выставка интересна прежде всего тем, что она характеризует графическую школу ленинградского искусства. Поэтому люди, которым не чуждо понятие «ленинградская культура», обязательно должны ее посетить», – уверена искусствовед Елена Лысак.

Добавим, что выставка приурочена к 200-летию Императорского общества поощрения художеств, существовавшего в Петербурге до 1929 года и сыгравшего важную роль в продвижении эстампа и пропаганде изобразительного искусства в целом.

Закрыть