Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как «Друзья Петербурга» учились менять горшки и резать кроны

В Лесотехническом университете прошел мастер-класс для будущих ландшафтных дизайнеров
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Сохранять городской исторический ландшафт должны профессионалы. Сейчас в вузах и техникумах учатся люди, от которых зависит, как будут выглядеть наши клумбы, какой растительностью покроются скучные брандмауэры, сколько веков простоят еще деревья в садах и парках. В рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» сотрудники Лесотехнической академии провели мастер-класс для студентов: научили их пересаживать комнатные растения, а еще – подравнивать кроны и обрубать сучья.

Парк с историей

Для мероприятия специально подобрали студентов не вполне профильных учебных заведений: будущих реставраторов, строителей и архитекторов. В XXI веке мир будут преображать специалисты широкого профиля. Соответственно, еще со студенческой скамьи молодежь должна приобщаться к смежным специальностям, стремиться расширять кругозор везде где только можно. Студенты, стремящиеся освоить сучкорез и пилу, а не только «мышку» и клавиатуру, заслуживают особого уважения.

Экскурсию по ботаническому саду Государственного лесотехнического университета провела директор сада Нина Адонина. Получилась познавательная прогулка по бывшему дну Балтийского моря: как раз в районе университетского парка видна небольшая гора – это и есть бывший берег моря, которое за последние две тысячи лет отступило на несколько километров. Старое русло Невы, упрятанное под землю, дало о себе знать в 1974 году, когда прорвало тоннель метро между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Все катаклизмы, которые наша страна переживала в последние годы, так или иначе задевали парк Лесотехнической академии (вуз давно обрел статус университета, но парк носит прежнее название). Поэтому здесь есть братская могила жертвам Октябрьской революции, памятный знак студентам и преподавателям, ушедшим в ополчение в 1941-м, следы от 27 бомб, упавших на парк, а теперь вот – остатки труб, через которые метростроители закачивали в землю жидкий азот для заморозки грунтов. В XIX веке здесь убивали – парк слыл популярным местом для дуэлей, а в ХХ веке, когда здесь был госпиталь, возвращали к жизни. Первая оранжерея появилась в парке в 1834 году, еще с печным отоплением. Так уж получилось, что оранжереи построили на втором этаже – это означало, что деревья будут расти из приносного грунта, а не из природного.

Будущие дизайнеры

Сейчас в парке обитают 28 тысяч кустарников и 52 тысячи деревьев, половина из них в возрасте 150 лет и больше. Готовятся к интродукции (переселению из другого ареала) еще шесть тысяч. Старинные оранжереи понемногу совершенствуются: старые ртутные и натриевые светильники вытесняются светодиодными, отопление, конечно, тоже современное. Сотрудники мечтают о системе освещения, как в Голландии: она программируется отдельно под каждый биологический вид и горит ровно столько и с такой яркостью, сколько требуется для этой травы, деревца или кактуса. Возможно, за ее разработку возьмутся те самые студенты, которые пришли в ботанический сад на «Лесной».

«Петербургский дневник» пообщался и со студентами. Михаил приехал в Петербург из белорусского Гомеля: туда же он собирается уехать, чтобы учиться потом в Политехническом институте. Будет ли его работа связана с ландшафтами, Михаил еще не знает: в Белоруссии для выпускников вузов действует обязательное распределение, и куда определят, никто заранее не знает.

Еще один участник мастер-класса рассказал, что учится в реставрационно-художественном училище.

«Я хочу работать золотильщиком: обновлять церковные купола, – поведала студентка. – Но и по биологии у меня пятерка, так что на мастер-класс я поехала с радостью».

И только девушка Ангелина из архитектурно-строительного колледжа заявила, что связывает свое будущую судьбу именно с ландшафтным дизайном, поэтому и пойдет после колледжа в Архитектурно-строительный университет.

На кончиках пальцев

Тем временем завотделом тропических и субтропических растений Алла Миронова раздавала горшки. Пластиковые – для посадки комнатных растений. И керамические, разбитые, раскрошенные в мелкие черепки, потому что из черепков получается самый лучший дренаж. Так и сажают аспидистру: сначала черепки, потом грунт, потом очень щедрый полив.

«Наша работа – на кончиках пальцев», – говорят профессора ЛТУ.

И поминают недобрым словом удаленку, во время которой студенты не могли сами помять грунт, понюхать экзотический орех или оценить, как в холоде свернулись в трубочку листья рододендрона. Растение опасное (даже мед, на нем собранный, ядовит), но при этом очень уязвимое.

Студенты, правда, больше интереса проявили к кактусам: им рассказали, что американские солдаты получали методичку «Как выжить в пустыне», и в ней десантников учили запекать кактусы в песке, делать из них жилье и даже галлюциногенные напитки. К слову, психоактивные кактусы в России запрещены. В Америке, кстати, тоже. Индейцев, которые использовали такой кактус для инициации – посвящения в мужчины, и тех переучили. Заодно студентам рассказали, почему Маргарита Готье носила именно камелии, а не другие цветы (чахоточники предпочитают растения без запаха). И о том, какие бывают маленькие пальмы – всего полметра ростом.

На втором занятии студенты вооружились сучкорезами (один был похож на длинную швабру, другой – на электрический секатор) и обрезали ветви у вяза. Вязы, расположенные в городе, уже несколько лет рубят под корень, опасаясь распространения голландской болезни. Но деревья в парке – по сути, музейные экспонаты, поэтому их берегут, обрезая только сучья. Спилы раньше замазывали краской, а сейчас покрывают специальным составом – «жидкой корой», и они быстро заживают.

Напомним, что «Друзья Петербурга» предоставляют молодым специалистам возможность участвовать в преображении города. В этом году, например, организовали учебный курс для будущих мастеров стрит-арта у Покрас Лампаса.

Закрыть