Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Чисто ленинградская история: чем интересна выставка в Союзе художников

Любой посетитель «Голубой гостиной» Союза художников на Большой Морской, 38, может воочию убедиться, что время здесь течет по своим особенным законам. Особенно теперь – после открытия выставки «Ленинградский эстамп»

Северную столицу привычно именуют колыбелью трех революций. Однако если взглянуть на нее, так сказать, с художественной точки зрения, то приходится признать, что на берегах Невы имела место и четвертая революция. И произошла она в 1933 году, когда при Ленинградском отделении Союза художников была основана Экспериментальная литографская мастерская.

Цвет – это все

Именно она стала одновременно и точкой притяжения, и стартовой площадкой для целой плеяды художников, благодаря которым сформировалась самобытная, уникальная ленинградская школа графики. Одной из главных ее особенностей было использование цвета, что ранее в эстампах считалось делом неразумным и ненужным. Возможно, свою роль сыграло то, что на невских берегах с яркими цветами всегда наблюдается дефицит, и художники таким своеобразным образом решили его восполнить – черно-белого изображения (особенно зимой) и так вокруг предостаточно. Но это смелое нарушение устоявшегося канона привело к настоящему прорыву: статичные изображения обрели удивительные динамики и воздушность.

На выставке представлены работы более 50 авторов, как из фонда графики Союза художников, так и из частных коллекций. И охватывают они временной период с 30-х годов до конца 80-х. Сюжеты – самые разнообразные. Есть здесь и производственная тематика (но с чисто ленинградским романтическим уклоном), и лирические нотки, и городские пейзажи, и блокадные зарисовки (пронзительность которых превосходит даже известные фотографии), и «сказочные картинки», предназначенные для детей. Последнее направление, кстати, тоже можно считать одной из ярких особенностей ленинградской школы графики. Представлены в экспозиции и совсем уж уникальные работы – графические изображения, выполненные на поверхности камней.

Долой халтуру

А вообще-то, именно в Северной столице это «ответвление» изобразительного искусства впервые в стране стало доступным и популярным среди простых людей. Так что советский лозунг «Искусство – в массы» имел, без преувеличения, четко выраженный графический оттенок. Потому что доступные, но при этом высокохудожественные эстампы, которые можно было без проблем приобрести (причем уже с довоенного времени) в открытой продаже, помогали формировать эстетический вкус горожан. А потом уже графика покорила всю страну.

«Такие работы продавались во всех крупных городах, – отметил присутствовавший на открытии выставки Юрий Иваненко, известный художник и коллекционер. – Я лично свой первый эстамп купил в 70-х годах в Самаре (тогда – Куйбышеве). И после этого, можно сказать, заболел графикой. Жаль, что теперь вместо эстампов все заполонили сделанные на компьютерах постеры, которые иначе как халтурой назвать нельзя. Надеюсь, что выставка поможет возрождению жанра, который сегодня, к сожалению, начали забывать».

Графика действительно теперь не в чести не только у широкой публики, но и даже у самих художников. С этим согласна и куратор выставки Елена Лысак.

«Если 30-е годы специалисты называют золотым веком эстампов, то нынешнее время можно назвать веком забвения, – поделилась мнением она. – Потому что художникам-графикам сейчас без поддержки государства очень сложно существовать. Но есть пока еще энтузиасты, причем среди молодежи, которые работают на сохранившихся печатных станках».
Но, может быть, именно в нынешнее меркантильное время, когда даже ребенку известно, что спрос рождает предложение, у графики есть еще шанс вновь обрести второе дыхание. Надо только оценить и понять ее красоту. А для этого стоит посетить открывшуюся выставку.

Закрыть