Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

В Петербурге сняли VR-фильм про Екатерину Великую, попавшую в XXI век

Императрица осталась довольна, что ее «сад и дом остались хороши»

Интерьеры и даже паркет в кадре – XVIII века, а технологии – XXI. В «Лендоке» устроили виртуальную премьеру VR-фильма «Наследие императрицы. Китайский дворец». Одним из первых по достоинству картину оценил вице-губернатор Борис Пиотровский.

«Для нас действительно очень важно рассказывать об истории Петербурга, о памятниках, – отметил он. – И мы ищем интересные способы это делать нестандартно, но при этом эффективно и эффектно. И сегодня я увидел тот самый пример эффективной и эффектной работы».

По сюжету фильма, который был создан при поддержке ПАО «Газпром», сотрудница филиала музея в Китайском дворце в Ораниенбауме встречает в одном из залов его первую хозяйку – Екатерину Вторую. Императрица довольна, что «сад и дом ее хороши».

«Фразы Екатерины Великой – подлинные. Это цитаты из писем. Это все правдоподобные вещи. В этом есть изюминка, без нее трудно передать ощущение эпохи», – рассказала заведующая сектором «Собственная дача» музея «Петергоф» Татьяна Сясина, выступавшая историческим консультантом фильма.

Изюминка фильма не только в историчности. Он снят на камеру с обзором в 360 градусов. А посмотреть его можно только в очках виртуальной реальности.

«Камера круглая, она как стрекоза, я даже не знаю, сколько у нее объективов, – призналась Екатерина Гусева, сыгравшая императрицу. – Обычно в кино две камеры – общая и средняя. И ты как-то ориентируешься. Здесь они везде. То есть взгляды людей тоже везде. Как в цирке. Опыт выступлений у меня, впрочем, был».

Опыт игры Екатерины Второй у Гусевой тоже был: в мюзикле «Граф Орлов», а еще и Екатерины Первой – в фильме «Тобол». А вот за внимание зрителя в VR-картине она боролась впервые. И это не столь просто, когда твой соперник – интерьеры Китайского дворца.

«Мы даже делали такой опыт – в очки виртуальной реальности прописывается программа, которая следит и записывает, куда смотрит зритель. Мы увидели, что люди и правда не всегда следят за лицом актеров. Они отвлекаются. Просто слушают происходящее и начинают что-то рассматривать, предметы вокруг. Так проявляет себя образовательная функция, человек сам что-то пытается узнать. Значит, мы привлекли его внимание», – констатировал режиссер проекта Михаил Антыков.

В музее Петергофа съемками остались довольны.

«У нас снимается много кино. Мы видим разных профессионалов. И мы всегда интересуемся, что у нас будут снимать. Детективы нам предлагают. И мы отказываемся – все-таки дворцы наши такие хрупкие, такие многолетние. Но как только прочитали сценарий этого фильма, сразу подумали: «Попробуем, рискнем». И остались довольны», – рассказала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

Посмотреть в широком прокате, в кинотеатре новинку, увы, не выйдет. В Европе и России, как констатировал Михаил Антыков, VR-очки не столь доступны по цене, как в США, на которые приходится 60 процентов потребления виртуальной реальности. Фильм будет доступен для просмотра пока только в Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме и Картинном доме в Петергофе.

«Увеличить посещение Китайскому дворцу этим фильмом – не наша задача. Дворец и так посещаемый очень плотно. Мы, к сожалению, даже не можем впустить всех, кто к нам приходит. Здесь задача другая – позволить посмотреть тем, кто не смог попасть в Китайский дворец, например, зимой, когда он закрыт», – говорит Михаил Антыков.

В желаемых планах – и показ в детских домах и домах престарелых, постояльцы которых объективно не могут побывать в Китайском дворце. Фильм повезут и на фестивали VR-искусства. А вот для широкого проката придется подождать, пока технологии будущего станут повседневным настоящим. Режиссер Антыков уверен, что это случится скоро.

«Давайте вспомним телевизор. Он тоже многим казался чудом, когда он был маленьким с гигантской линзой, наполненной водой. А сейчас он у каждого – в руке. Сколько лет прошло? Не так много. А сейчас все развивается все быстрее и быстрее», – заключил он.