Стыковка «Союз» – «Аполлон»: историческому событию в космосе добавили красок
17 июля 1975 года. Этот день вошел в историю мировой космонавтики, да и всего человечества. В 19 часов 12 минут по московскому времени на высоте 225 километров произошла стыковка советского космического корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американского корабля «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.
За стыковкой и последующим за ней рукопожатием членов обоих экипажей миллионы советских граждан наблюдали по телевизору. Причем многие – в цветном изображении. Ничего подобного раньше не было. И стало это возможным благодаря гигантской работе, проделанной учеными и инженерами находящегося в нашем городе Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения (ВНИИТ), ныне АО «НИИ телевидения».
ПЛОДЫ РАЗРЯДКИ
Но прежде чем рассказывать о том, как создавался и как работал уникальный по тем временам комплекс телевизионной аппаратуры «Арктур», несколько слов о проекте «Союз – Аполлон», который в профессиональной среде имел название ЭПАС.
Сотрудничество в сфере космонавтики между советскими и американскими специалистами началось в 1970 году. Состоялось несколько встреч, на которых обсуждались вопросы совместимости космических кораблей и станций. Инициатором совместного полета и стыковки кораблей на орбите выступал тогдашний директор NASA Томас Пейн.
В мае 1972 года глава советского правительства Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследованиях и использовании космического пространства в мирных целях. Этим документом предусматривалось проведение в июле 1975 года совместного полета.
Напомним, что первая половина 1970-х была отмечена серьезным потеплением в отношениях между СССР и США – так называемая разрядка международной напряженности.
ПОМОГЛИ СВЕТОФИЛЬТРЫ
Естественно, что подготовка грандиозного проекта требовала колоссальных усилий с обеих сторон. В СССР к его реализации подключились сразу несколько различных предприятий и организаций. ВНИИТ было поручено разработать космический телевизионный комплекс «Арктур». Главным конструктором комплекса был назначен кандидат технических наук Владимир Иванов.
Следует отметить, что до этого на протяжении многих лет работники ВНИИТ вносили существенный вклад в освоение космического пространства. Вот лишь два красноречивых факта. В 1959 году благодаря созданной в институте космической телевизионной системе «Енисей» было получено изображение обратной стороны Луны. А в 1961 году система «Селигер» передала с корабля «Восток» изображение первого космонавта планеты.
К сожалению, почти никого из причастных к созданию «Арктура» и выдающихся в своей области специалистов уже нет в живых. Но они оставили свои воспоминания.
«Комплекс «Арктур» должен был впервые в отечественном космическом телевидении обеспечить передачу с борта корабля цветной картинки с подвижными объектами и в реальном времени. На том уровне развития космического телевидения это можно было сделать путем применения элементов последовательной системы передачи цветовой информации», – вспоминал один из самых авторитетных в 1970-е годы специалистов ВНИИТ Виктор Ефимов.
«Аппаратура, позволяющая производить съемки внутри космического корабля и передавать изображение на Землю, тогда уже существовала. Но картинка была черно-белая, – пояснила корреспонденту «Петербургского дневника» заведующая музеем АО «НИИ телевидения» Евгения Лыкова. – Чтобы получить цветное изображение, было решено усовершенствовать существующую камеру: установить вращающиеся светофильтры. В качестве привода диска применялся специальный микроэлектродвигатель с устройством управления скоростью и фазой».
Ученый секретарь Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Михаил Охочинский, в свою очередь, отметил: «В различных регионах Советского Союза были организованы несколько станций, куда поступали сигналы из космоса. А в Москве работала Центральная техническая аппаратная, где обрабатывались поступающие со станций сигналы для последующей передачи их в вещательную сеть. Главным устройством в системе обработки был преобразователь последовательных сигналов в одновременные».
ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ
Работы над созданием первой отечественной системы цветного космического телевидения завершились примерно за год до начала совместного полета. Но ее, как и другие системы, разработанные в рамках ЭПАС, необходимо было испытать в полевых условиях. 2 декабря 1974 года с Байконура стартовал космический корабль «Союз-16», командир – Юрий Романенко, бортинженер – Александр Иванченков.
Во время продолжавшегося почти шесть суток полета космонавты провели при помощи «цветной» камеры 30 телевизионных сеансов. Система «Арктур» функционировала безупречно.
И вот 15 июля в 15:20 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-19». Но... еще до старта
обнаружилась серьезная проблема: не поступает картинка ни с одной из четырех установленных на корабле камер.
Специалисты были в растерянности: ведь трансляции по телевидению встречи советских космонавтов и американских астронавтов, до которой оставалось совсем немного времени, руководство СССР придавало огромное значение!
Как написал в своей книге «100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле» доктор технических наук лауреат Ленинской премии Владимир Сыромятников, звучало предложение отложить старт до устранения неисправностей. Такого мнения придерживался, в частности, технический директор проекта ЭПАС с советской стороны член-корреспондент Академии наук СССР Константин Бушуев. Но все же было принято решение корабль запускать.
Так или иначе, специалистам удалось установить, что причина сбоя – отказ бортового коммутатора. То есть сигнал не поступал на передающее устройство. Алексей Леонов и Валерий Кубасов получили детальные инструкции, как устранить неполадки.
«Злополучный блок-виновник размещался в бытовом (орбитальном) отсеке, закрытый алюминиевым листом. Экипажу космического корабля предстояло взломать эту зашивку подручными средствами. Под подручными средствами можно подразумевать только бортовой аварийный
комплект – охотничий нож, пистолет и ракетницу», – рассказывал Виктор Ефимов.
К слову, много лет спустя после полета Алексей Леонов говорил, что в их распоряжении имелись также ножницы и отвертка.
В сложнейших условиях невесомости космонавты справились с поставленной перед ними задачей: неисправность была устранена.
БОЛЬШЕ СБОЕВ НЕ БЫЛО
16 июля в 19 часов 35 минут на экране в Центре управления полетами появилась долгожданная телевизионная картинка.
Зал взорвался аплодисментами. При этом, как свидетельствовал Владимир Сыромятников, больше всех радовался министр общего машиностроения СССР Сергей Афанасьев. Ничего удивительного в этом не было. Ведь именно ему после завершения проекта ЭПАС предстояло отчитываться перед высшим руководством страны.
В дальнейшем в ходе полета сбоев в работе системы «Арктур» не было. Последним репортажем стал показ посадки на Землю спускаемого модуля с нашими космонавтами.