«Хочешь сэкономить – останься дома». Эксперты рассказали, как не разориться в «черную пятницу»
В России официально стартовала «черная пятница». Период скидок продлится с 25 по 28 ноября. Хотя многим показалось, что распродажи начались за месяц до официального старта. На самом деле объявлять скидки – личная инициатива компании. Когда в Китае объявили «черную пятницу» в День холостяка, который проходит 11 ноября, российские ретейлеры подхватили историю. Но настоящая «черная пятница» начнется сегодня ночью.
Фарс чистой воды
По словам основателя клуба профессиональных руководителей PMPRO.club Арсения Маслова, за последние годы у людей накопились определенные средства, которые они захотят потратить. Но это не о богатстве, а скорее о нереализованных поездках и отпусках.
«Сейчас люди, как мне кажется, озабочены тем, как правильно в вещи инвестировать. Инфляция, как сказала Эльвира Набиуллина, достигла двузначных значений, и, соответственно, народ пытается правильно вложить свои деньги, купить то, что давно хотел, – заметил Маслов. – Но, к сожалению, «черные пятницы» в России – это фарс чистой воды, потому что распродажи используют для того, чтобы выбросить старые запасы, которые никому не нужны. Всё самое ценное накануне магазины начинают упаковывать на склады, чтобы не дай бог кто-нибудь не купил их по дешевке».
В эпоху рыночной экономики у продавца нет необходимости скидывать цену на товар, который пользуется популярностью, уверен эксперт. Зато если склады завалены вещами, которые никто не покупает, реальная возможность их освободить – сделать скидку. Хорошо, когда потребность покупателя и желание продавца совпадают.
«Но такое происходит далеко не всегда, – рассуждает специалист. – Например, мне нужны вещи, которые ликвидны и никогда не окажутся на распродаже. Если повезет, на них будет скидка 5-10 процентов. Как пример, товары Apple ,«Айфоны» и ноутбуки хотят все, но где вы видели, чтобы компания проводила «черные пятницы» и, скажем, выбрасывала MacBook с 60-процентной скидкой».
Бизнес-тренер и психолог Павел Озеров согласился, что товар, который пользуется спросом, продавать со скидкой не будут.
«Как подстраховать себя во время «черной пятницы» – напоминать, что если товар продается со скидкой, значит, он залежался. Действовать надо только в том случае, если тебе нужен именно этот товар, иначе ты купишь не то, что нужно, а то, что хотят продать, – отметил он. – Распродажи объявили заранее, потому что у маркетологов большая потребность в обороте, вот они и делают всё, что могут: атака на покупателя стала более массивной, буквально из каждого утюга предлагают скидки, потому что сейчас последняя возможность забрать у населения деньги, пока они у них есть».
Лучше остаться дома
Хочешь сэкономить – останься дома. Так считают эксперты. Но если всё-таки сложно не поддаться искушению, предлагают заранее составить список и не отвлекаться от него.
«Думать не о том, что хочешь ты, думать о том, чего хотят они, а они хотят твои деньги. Заходить со списком того, что хочешь, и с лимитом стоимости. Если видишь скидку на товар, смотри не на скидку, а на свой список и свои потребности. Кроме того, стоит избегать покупок в кредит. Потому что покупка в кредит создает иллюзию того, что у тебя много денег. А на самом деле это не так. Когда думаешь о будущем, думаешь, что легко достанешь эти деньги. Но понятно, что реальность не такая. Импульсивность поведения провоцируется маркетологами», – уверен Павел Озеров.
Арсений Маслов советует составлять список по категориям.
«Нулевая» – те товары, без которых невозможно обойтись, например, новый холодильник взамен старого. Далее «первый» приоритет – товары, которые давно планируете купить, но ещё можете немного потерпеть, а ко «второму» приоритету отнести то, что вообще не нужно, но очень хочется, условно шарф Gucci, который стоит сумасшедших денег. Если хоть что-то попадает в этот список, можно брать», – заключил он.
В Интернете предложений в разы больше
Отдельный тренд – онлайн-покупки, который только подстегнула пандемия. Так, если в 2019 году объем заказов в период распродаж вырос на 30 процентов, то уже в 2020 увеличился практически в два раза (более 80 процентов). Такие цифры привели в Ассоциации компаний интернет-торговли.
«По данным ретейлеров, у которых распродажи в этом году стартовали в октябре, уровень продаж сейчас сопоставим с объемами прошлого года. То есть если в обычный день в e-commerce порядка 6 миллионов заказов, то ожидаемое их количество в дни акции – 10-12 миллионов», – рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Покупки онлайн имеют свои особенности, поэтому покупать товары нужно только на проверенных площадках, сориентировать по которым помогут отзывы покупателей, предупреждают в Ассоциации.
Поводом задуматься может оказаться понравившаяся вещь, цена на которую в разы ниже среднерыночной. Стоит также насторожиться, если магазин принимает только электронную валюту или предлагает заплатить «по номеру телефона» или «по номеру карты», потому что если с товаром возникнут проблемы, покупателю будет трудно предъявить претензии. Ну а прежде чем совершить заказ, нужно сравнить цены в разных магазинах – в Интернете сделать это гораздо легче.
«При этом истории с искусственными скидками, когда стоимость сначала максимально накручивается, а потом сбрасывается, и покупатель фактически приобретает вещь по обычной цене, уходят в прошлое, – уверен Артем Соколов. – Это было актуально до пандемии, когда на рынке было мало участников, сейчас это единичные случаи – игра просто больше не имеет смысла. При желании купить товар клиент получает десятки, а то и сотни предложений от разных продавцов с разными ценами и, конечно, купит он этот товар по наиболее выгодной для себя цене».
Также в Ассоциации компаний интернет-торговли напомнили, что закон о защите прав потребителей действует вне зависимости от того, со скидкой или без неё человек приобрел товар. Покупатель в любом случае может отказаться от покупки, вернуть вещь в течение семи дней.