По следам генералиссимуса Александра Суворова: от Семенцов до Лавры
Несмотря на то что Александр Суворов родился в Москве, а в Петербурге проживал периодически, в представлении жителей нашего города он все равно «свой человек». И дело не только в том, что полководец имел весьма независимый характер, что всегда ценилось на берегах Невы. Его воинские подвиги прославляли Россию, а значит, и Петербург. С тех пор исторические кварталы города очень сильно изменились, но возможность пройти по городу суворовским путем все-таки сохранилась.
Семеновский полк
Отправной точкой маршрута можно считать район, в народе именуемый Семенцами. Своим происхождением этот неофициальный топоним обязан лейб-гвардейскому Семеновскому полку, который в 1739 году был расквартирован на территории, ныне ограниченной Обводным каналом, Введенским каналом (до 1967-го, когда его засыпали, это был настоящий канал), Московским и Загородным проспектами.
В состав Семеновского полка в 1742 году был зачислен 12-летний дворянский недоросль Александр Суворов. Правда, к настоящей службе приступил только через 6 лет, когда достиг совершеннолетия. При этом ревностно стал выполнять свои обязанности и даже решил заняться самообразованием, посещая школу для солдат, которая находилась там же, в Семенцах.
Почему именно Семеновский полк? По мнению некоторых исследователей, в нем служил давний знакомый отца Суворова – майор Соковнин. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в 1850 году, когда отлично проявивший себя Александр дослужился уже до унтер-офицера, майор взял его к себе в ординарцы и даже помог молодому семеновцу «пройти курс наук» в Шляхетном кадетском корпусе.
Кстати, поскольку жил тогда майор Соковнин в так называемом доме Троекурова на 6-й линии Васильевского острова, а кадетский корпус располагался в Меншиковском дворце, эти адреса тоже можно считать суворовскими.
На суворовскую карту города можно при желании нанести и окрестности острова Голодай (от которого сейчас осталось одно название). Если верить некоторым исследователям, там некоторое время были расквартированы части Ингерманландского полка, к которому был причислен Александр Васильевич после получения первого офицерского чина поручика.
Еще одной «вехой» – и все там же, на Васильевском – является здание Двенадцати коллегий, в числе которых была и Военная. Она на некоторое время стала постоянным местом работы Александра Васильевича, когда он в 1756 году был назначен на должность генерала-аудитора-лейтенанта.
Зимний дворец
Во второй половине XVIII века великий полководец бывал в Зимнем дворце, где он удостаивался аудиенции у императрицы Екатерины II и не раз встречался с ее фаворитом Григорием Потемкиным.
И вот ведь ирония судьбы: спустя годы бывшая личная резиденция бывшего всесильного фаворита – роскошный Таврический дворец будет выделена Александру Васильевичу для проживания. Это произошло, когда он вернулся в Петербург после покорения Варшавы. Правда, блистательное убранство предоставленных полководцу покоев предварительно слегка «притушат», зная его острую нелюбовь к помпезности. Впрочем, Александр Васильевич «пристанищем» был доволен: видимо, устал и замерз с дороги, потому что первым делом уселся перед пылающим камином и тут же потребовал варенья.
Смольный институт
Бывал он и в доме прославленного фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, которого считал своим наставником в ратном деле. Здание это (Марсово поле, 3) дошло до наших дней в перестроенном виде, но это не мешает при определенном воображении представить, как из его дверей выходит Суворов. Фигура полководца и характерный хохолок на голове хорошо знакомы по живописным работам.
К суворовским адресам можно отнести и Смольный институт, заведение Императорского воспитательного общества благородных девиц. Сюда Екатерина II по просьбе Суворова определила его единственную дочь Наталью. В своих письмах к ней он нежно называл ее Суворочкой и неизменно навещал во время своих визитов между баталиями в Петербург.
В конце XVIII века бивуачные скитания генералиссимуса, можно сказать, закончились – в доме 23 по Крюкову каналу он обрел постоянный кров. И семью – поскольку в этом же доме жил граф Хвостов, женатый на Аграфене Суворовой, племяннице полководца. Здесь Александра Васильевича всегда ждали с нетерпением и любовью. И сюда же он вернулся тяжело больным в апреле 1800 года по окончании тяжелейшего Итальянского похода. С тем, чтобы буквально через месяц отправиться к месту своего уже последнего пристанища – Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.