Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Анатолий Мовшович: «Социальный бизнес – это тоже бизнес»

Больше пяти лет назад предприниматель Анатолий Мовшович создал в Петербурге пространство, в котором обычные люди могут узнать, каково это – быть незрячим человеком. В интервью «Петербургскому дневнику» он рассказал, что ждет от нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», как создать рабочие места для людей с инвалидностью и превратить социальный бизнес в дело, которое приносит доход
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Анатолий, для тех, кто еще не знаком с вашей работой, расскажите: что такое «Мир на ощупь»?

– Проект «Мир на ощупь» – это интерактивное пространство в абсолютной темноте, где экскурсию ведут незрячие гиды. Проект стартовал в сентябре 2015 года при поддержке Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, была выделена субсидия на создание рабочих мест для людей с инвалидностью в размере 3,5 миллиона рублей. Вот так мы появились.

– Как появилась идея создать такой проект?

– Всегда такие социальные проекты связывают с какой-то личной историей. В 2010 году я учился в Израиле и познакомился с незрячим молодым человеком. Всегда считал, что люди слепы с детства, и тут я узнаю, что он потерял зрение за год до нашего знакомства. Его история меня покорила, произвела большое впечатление – я понял, что в жизни может случиться все, что угодно, надо ее ценить. Так возникла идея создать некий музей, где будут работать слепые люди и куда смогут прийти обычные люди, погрузиться в жизнь незрячего человека и понять, что не надо жаловаться на жизнь, а нужно ценить то, что мы имеем. Самое важное – там происходит понимание, как мы можем помочь людям с инвалидностью.

– Недавно музей переехал в самый центр города на Лиговский проспект. С чем это связано?

– На протяжении предыдущих лет мы находились в торговом центре «Питерленд» и всегда мечтали находиться в центре города для того, чтобы быть ближе к туристам. В этом году мы открылись здесь: у нас пять локаций, одна из основных – достопримечательности Петербурга, выполненные в 3D-моделях, где каждый желающий может познакомиться с культурой Петербурга на ощупь. На сегодняшний день мы готовим наших гидов для проведения экскурсий на английском языке и планируем принимать туристов-иностранцев.

– С какими сложностями вы столкнулись, когда только открывали бизнес?

– Социальный бизнес – это все-таки бизнес. И очень многие, кто начинают его вести, не совсем об этом задумываются: что нужно сделать бизнес-модель, привлечь инвесторов и создать бизнес-план. Мы открываем ООО – общество с ограниченной ответственностью, вкладываем 11 миллионов рублей с помощью спонсоров-партнеров. У нас большой штат сотрудников, которых официально трудоустраиваем. По финансовой нагрузке проект оказался большой, ежемесячно расход составляет 1,5 миллиона. Конечно, первые два года мы изучали этот вопрос, были убытки и кризисы, но с ними удалось справиться.

Как я понял во время своей практики, большинство людей с инвалидностью работать не хотят. Плюс на начальном этапе, когда ты еще не знаешь человека, хочется ему помогать. Но если мы начинаем работать, нужно выстраивать именно отношения работник – сотрудник. Изначально мы неправильно выстроили эти отношения, однако потом перешли на следующий этап и у нас сложилась отличная рабочая команда. На протяжении 6 лет 90 процентов штата сохранилось!

Сейчас у нас есть четкое понимание, куда двигаться, есть франшиза проекта и мы планируем открывать проект в других городах.

– Как город помогал вам?

– Город нам помогал очень хорошо. Сейчас я часто выступаю через «Мой бизнес» для социальных предпринимателей и рассказываю, какие меры поддержки существуют в городе. Мы сотрудничаем с городскими комитетами. Так, Комитет по труду выделил субсидию на создание рабочих мест для людей с инвалидностью. По сути, эти деньги ушли на закупку оборудования. Уже более пяти лет мы получаем социальную рекламу от города почти каждый месяц благодаря Комитету по печати. Это реклама в метро, реклама по городу – огромные ресурсы. Если говорить про информационную поддержку, мы работаем с Комитетом по образованию, проводим экскурсии для школьников, продвигаем инклюзивное образование.

Кстати, пандемия коронавируса была для нас, как ни странно, одним из лучших периодов, потому что те меры поддержки нам очень сильно помогли, они были созданы как раз под пострадавшую отрасль. Мы получили меры всевозможной поддержки для оптимизации расходов на налоги, частичное возмещение зарплат, мы также получили льготный кредит под 2 процента.

– Как изменился ваш опыт?

– Если в 2015 году была идея создать музей, то потом я начал по-другому смотреть на вещи. В России есть большая проблема трудоустройства людей с инвалидностью, я вижу, что есть большая проблема подготовки людей с инвалидностью. Самое важное – понять, кто хочет среди этих людей работать. Я начал задумываться о том, какие бизнесы можно создавать под них. В 2020 году мы получили субсидию от Комитета по труду и занятости в размере 6 миллионов, закупили оборудование по клинингу и трудоустроили 20 людей с инвалидностью по слуху. Это клининг-компания, которая оказывает профессиональные услуги по мойке окон, фасадов зданий, по ландшафтному дизайну. Также каждый год мы смотрим, какие новые вакансии можем создать и какие новые рабочие места. У нас есть свой массажный кабинет, где работает незрячий массажист. Есть своя типография, где также работают люди с инвалидностью.

– Какие истории ваших сотрудников вас особо тронули?

– Их очень много. Среди наших сотрудников – 25 гидов в возрасте от 22 до 65 лет, живут они как в городе, так и в области. Мы старались брать на работу тех, кто не социализирован. Когда мы объявляли набор в команду, искали тех, кого, например, приводит мама. Мы адаптировали людей под город, теперь они спокойно передвигаются по нему. Очень многие незрячие ребята обучились на массажистов, открывают теперь массажные кабинеты у себя дома для дополнительного заработка. Два года назад Максим Спиридонов зарегистрировал ИП и открыл небольшой бизнес – продажу сувенирной продукции. Через полтора года его бизнес закрылся, но он получил важный опыт. Художник Андрей Савочкин, ему 63 года, пришел к нам и не мог говорить. Теперь он ведет экскурсии и свои кружки, активно развивается.

Что вы как предприниматель ждете от нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»?

– Я думаю, многие видят, что в Санкт-Петербурге активно работает организация «Мой бизнес», она появилась относительно недавно, мы попали в их плейлист, нам стали помогать. Благодаря «Моему бизнесу» в 2019 году мы поставили большой стенд на инновационном форуме – 70 квадратных метров в полной темноте. К нам пришел губернатор Александр Беглов и на полчаса погрузился в полную темноту, и это был большой опыт.

На самом деле есть все, и, может быть, деньги не нужны. Если говорить лично о себе: мне не хватает помещений на льготных условиях, потому что это оптимально. Может быть, здесь стоит поступить, как при выдаче кредитов: написать бизнес-план и показывать операционную деятельность за несколько лет, чтобы потом можно было давать помещения.

– Какие бы вы дали советы своим коллегам-предпринимателям?

– Мы знаем, что через год закрывается 70 процентов бизнеса, через 3 года – 90 процентов. Надо быть предпринимателем и учиться пониманию бизнес-инструментов, рекомендую не упускать юридическую сторону вопроса, которая в будущем очень серьезно может повлиять на вашу деятельность.