Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

В понедельник петербуржцы увидят фильм «Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург»

Он расскажет, как изменился наш город за 30 лет
Фото: Анастасия Бирюкова/«Петербургский дневник»

С понедельника на YouTube-канале «Петербургского дневника» станет доступен для просмотра фильм «Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург». Герои тех дней вспоминают, как решался вопрос с возвращением городу исторического имени. А представители нового поколения рассказывают, как те события отразились на них.

Режиссер Евгений Попов, сценарист Ольга Радвилович и главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов работали над картиной около полугода.

СОБЫТИЯ ТЕХ ЛЕТ

Этот фильм не только ретроспективная встреча с очевидцами и участниками исторических событий, но и разговор с современными петербуржцами. Так, рассказ сенатора, вдовы единственного мэра Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой соседствует в фильме с работами стрит-арт-художника Покраса Лампаса.

Кирилл Смирнов считает: события тех лет интересны хотя бы в том плане, что все они происходили на улицах города, в котором мы живем. И очень важно, что в фильме есть хроника, которую изданию удалось получить благодаря сотрудничеству с Пятым каналом, добавляет главный редактор «Петербургского дневника».

«Нашей главной задачей было показать преемственность поколений. Несмотря на то что город не называется Ленинградом уже тридцать лет, мы все равно бережно храним память о блокаде и подвиге ленинградцев, что проявляется в том числе и в топонимике. Это подтвердил каждый герой нашей картины», – объясняет задумку Кирилл Смирнов.

В то же время, по его словам, город идет по пути развития.

«Во время создания фильма мы увидели, что Петербург становится полноценным европейским городом. И здорово, что именно на это направлена деятельность сегодняшней администрации Петербурга во главе с губернатором Александром Дмитриевичем Бегловым», – убежден главный редактор «Петербургского дневника».

КТО С ЧЕМ СВЫКСЯ

Евгений Попов те изменения тоже застал ребенком. Петербург для него – самое естественное и привычное наименование города.

«Я помню времена, когда город называли Ленинградом, а потом – бах! – и он становится Санкт-Петербургом, – рассказывает режиссер. – Создавая фильм, мы хотели понять, как все происходило 30 лет назад, через разговор с людьми, которые принимали это решение. Понять, как эту тему люди воспринимают сейчас и насколько правильно было бы оставить прежнее название».

«Я, конечно, за Санкт-Петербург, может быть, потому, что я просто вырос с этим названием и свыкся с ним. Но ведь есть и те, кто когда-то свыкся с названием Ленинград…» – добавляет Евгений Попов.

А кто-то, например Покрас Лампас, родился в год переименования и просто не знает другого варианта, добавляет режиссер.

«Очень классный комментарий дал дизайнер Леонид Алексеев. В детстве он мечтал об Armani. А в это время наш сценарист Ольга Радвилович вспомнила, что мечтала о лосинах», – смеется Евгений Попов.

ЧЕРЕЗ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Ольга Радвилович в 1991 году жила в центре города и своими глазами видела, как буквально под окнами ее дома бастовали люди.

«Для меня эта тема важная и близкая. И я обрадовалась, когда мне предложили поучаствовать в создании этого фильма. Я была подростком, но хорошо помню то время, потому что яркие моменты в истории Петербурга и России запоминаются в любом возрасте. Тогда хотелось в этом всем как-то участвовать, и я помню чувство надежды, что все будет по-другому».

А еще Ольга Радвилович помнит, как невероятно трудно было заставить себя произнести: «Я из Санкт-Петербурга».

«Это сейчас нам кажется совершенно привычным, но когда ты долгое время жил в Ленинграде и учился в ленинградской школе, а в паспорте у тебя написано, что ты родился в Ленинграде, то произнести слово «Петербург» казалось очень пафосным», – отмечает сценарист.

По мнению Ольги, именно в этот момент случилось некое общественное расслоение: для одних переименование города оказалось трагедией, а для других – переменами к лучшему.

«И в фильме, как мне кажется, это хорошо отразилось. Один из героев действительно говорит о том, что в молодом Петербурге была большая мода на мировые бренды, тем не менее мы смотрим на хронику и фотографии тех лет и видим очереди за продуктами, очереди на выдачу гуманитарной помощи, вещевые ярмарки – вот такие приметы времени. Их очень важно помнить, – считает Ольга Радвилович. – Мы пытались ответить на вопрос: что за эти 30 лет случилось с городом? Он похорошел, обзавелся новыми пространствами и привычками, при этом несомненно сохранил свои родовые черты, неизменные при любом названии. Это тоже для меня было важно подчеркнуть – легкий ленинградско-петербургский снобизм. Да, мы все любим свой город по-особенному, как бы он ни назывался».