Виктор Березняцкий: ледовая дорога ценой в жизнь
Когда кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда, остро встал вопрос снабжения осажденного города продовольствием. В гаванях Осиновец и Гольсмана, остававшихся после захвата Шлиссельбурга единственным вариантом для подвоза продовольствия по Ладожскому озеру, начались спешные работы по сооружению пристаней и углублению дна.
Уже 12 сентября 1941 года туда прибыл первый пароход, который доставил более 700 тонн продовольствия. Ранняя зима прервала навигацию, тогда руководство Ленинграда поставило вопрос о создании ледовой дороги. В ноябре была проведена ледовая разведка, и 22 ноября открылось автомобильное движение по льду.
Сначала шли легкие грузовики, полуторки «ГАЗ-АА». Когда лед окреп, пошли и более тяжелые машины. Например, грузовики «ЗИС-5», автобусы, на которых эвакуировали детей, стариков и больных.
Шли даже тяжелые танки КВ – их выпускали в Ленинграде и переправляли на Большую землю для нужд других фронтов. Чтобы снизить нагрузку на лед, с боевых машин снимали башни, которые те тащили за собой на санях.
Примечательно, что до этого опыта строительства подобной ледовой трассы у нас не было.
Дорога жизни – это не только трасса по льду, но и проложенный телефонный кабель, обеспечивавший связь с Москвой, и электрический кабель, который позволил дать Ленинграду электроэнергию с Волховской ГЭС. Это пункты обогрева, технического обслуживания. Это подвиг водителей, которые везли в осажденный город продукты под постоянными вражескими обстрелами. Подвиг девушек-регулировщиц, которые днем красными флажками, а ночью фонарями указывали верный путь, чтобы транспорт не сбился с пути и не попал под огонь фашистов, находившихся всего в нескольких километрах за линией обороны.
В нашем музее не только собраны уникальные экспонаты, связанные с историей Дороги жизни, но и действуют интерактивные экспозиции, включая симулятор знаменитой полуторки.