Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

В петербургский прокат выходит картина «Медея» от российского режиссера Александра Зельдовича

Картина уже успела получить высокую оценку специалистов – премию на кинофестивале в Локарно
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В свои 62 года Александр Зельдович снял шесть картин, из которых две – это короткометражки. Полный метр режиссер выпускает раз в десять лет. В 1990-м – фильм «Закат», в 2000-м была «Москва», спустя еще десять лет вышла картина «Мишень», а теперь – «Медея». При этом каждая работа получала различные премии на кинофестивалях.

«Чтобы снимать чаще, должно случиться одно совпадение: одновременно появятся идея и несколько миллионов долларов для съемки картины. К сожалению, нет такого места, куда можно принести идею фильма и сразу получить деньги», – отшутился Александр Зельдович от вопроса, заданного ему на премьерном показе кинокартины на «Ленфильме».

Как и четыре предыдущие работы, новая лента снята в жанре драмы. Однако новая картина отличается от всех предыдущих. «Я все время делал кино про русское время, а сейчас мне надоело – оно остановилось», – продолжает Александр Зельдович.

По стечению обстоятельств, фильм был снят по собственному сценарию, основанному на античном сюжете о Медее. «Я боялся сам писать сценарий. Обычно я работаю с соавторами. В этот раз я также нашел одного израильского драматурга. Мы договорились, что я напишу «рыбу», а он – дальше. Он прочитал сценарий и сказал, что не может ничего добавить и согласен только перевести на иврит», – рассказывает Александр Зельдович.

Не имеет смысла пересказывать непосредственно сюжет фильма, так как он развивается в русле древнегреческого эпоса. Режиссер только переносит историю из V века до нашей эры в наши дни и меняет место действия с Греции на Израиль. При этом режиссер сосредотачивается на психологической трансформации и психическом состоянии главной героини. Надо напомнить: Александр Зельдович по первому образованию и профессии психолог, окончивший МГУ и практиковавший свой медицинский навык в разных медучреждениях Москвы. Поэтому жевать попкорн и смотреть на женщину, переживающую любовь и предательство, пускающуюся во все тяжкие, точно не получится. К слову, фильм имеет возрастные ограничения, так как содержит сцены от непринужденной интрижки до демонстрации БДСМ-сессии.

Кому-то может показаться, что режиссер слишком увлекся эстетикой безумства. Однако сам Александр Зельдович говорит, что «это кино про разрыв», проводя аналогии с человеком, у которого выдернули кислородную трубку, и теперь он задыхается, не понимая, зачем это сделали с ним.

«В таком состоянии все зашкаливает, перестает работать любой закон, в том числе и медицинские диагнозы. Анализ крови, белки – все скручивается, – продолжает Александр Зельдович. – Это как варить яйцо, когда оно постепенно меняет свою консистенцию, ровно как и героиня фильма».

Говоря об актерском дуэте, невозможно не отметить игру грузинской актрисы и модели Тинатин Далакишвили. «Я знал, что у нас такой актрисы нет, и то, что она появилась, – это чудо. Мы очень долго подбирали ей пару», – добавляет Александр Зельдович. Не менее лестно режиссер отзывается и о актере Евгении Цыганове: «Шикарный актер, умудрился сыграть мужчину без конкретных опознавательных знаков. И сделал это идеально».

Надо признать: находиться более двух часов в эмоциональной мясорубке достаточно сложно. Однако на помощь приходит визуальный ряд, состоящий из захватывающих пейзажей и великолепных ракурсов. Впрочем, и статичные кадры как бы еще и стабилизируют состояние самой героини. Одним словом, сюжет «Медеи» – великолепная операторская работа.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»