Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В особняке Бремме на Васильевском острове может открыться выставочное пространство

В нем расскажут об истории аптеки, работавшей в здании во время блокады Ленинграда

В особняке Э. Э. Бремме по адресу 12-я линия В.О., 41, начались противоаварийные работы. Уже сейчас по периметру здания, за исключением лицевого фасада, установлен короб, в который «спрятан» памятник деревянного зодчества.

Историк архитектуры, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Петербурге Михаил Мильчик, посетил объект культурного наследия по приглашению собственника здания. По его словам особняк Бремме – один из ярких примеров деревянного зодчества эпохи классицизма.

«Памятник сегодня находится в предаварийном состоянии. Поэтому в первую очередь нужно определить характер, степень и количество повреждений на нем. Но пока провести необходимые работы практически невозможно. Дело в том, что основной конструктив здания – сруб – скрыт обшивкой. Ее нужно будет снять и сделать развертку всех стен здания. После этого этапа мы сможем перейти ко второму – определению повреждений», – рассказывает Михаил Мильчик.

Историческая обшивка здания до нас дошла лишь фрагментарно. В основном особняк «укутан» в обшивку советского времени, но и она обладает историко-культурной ценностью, поэтому выбрасывать ее никто не собирается.

«Мы пока не решили, воссоздавать обшивку здания по имеющемуся историческому образцу или восстановить ту советскую, что есть сейчас. В целом состояние последней вполне приличное, хоть и требует небольшой реставрации», – отмечает Михаил Мильчик.

Но вопрос с восстановлением обшивки пока терпит. Сначала ее нужно снять, чтобы специалисты зафиксировали состояние сруба, сделав несколько фотографий.

«После этого мы проведем еще одну встречу на объекте. Думаю, можно ориентироваться на вторую половину декабря, но это приблизительная дата. Так как при активной, серьезной работе с памятником архитектуры понадобится не меньше месяца точно для осуществления первого этапа работ, – отмечает эксперт. – Затем предстоит решить, в каком объеме заменять сруб и нужно ли вообще это делать. Предварительно мы решили, что сруб перебирать не придется, но это не окончательное решение. Вероятно, можно будет ограничиться вычинкой, то есть фрагментарной заменой сруба в поврежденных местах».

В Петербурге положительным, даже вдохновляющим примером «ювелирной работы» с памятником деревянного зодчества стал особняк Е. К. Гаусвальд на Петроградской стороне.

«Под руководством архитектора-реставратора высшей категории, члена научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры России Владимира Рахманова (скончался в 2019 году. – Ред.) удалось избежать переборки сруба особняка, а затем пойти по пути фрагментарной разборки конструктива здания. Мы надеемся, что в случае с особняком Бремме удастся пойти по тому же пути», – отметил Михаил Мильчик.

Еще один сложный вопрос, который встал перед владельцем здания, градозащитниками и активистами, – приспособление здания под современное использование.

«Внутренние интерьеры особняка не представляют особой исторической ценности, за исключением лестницы и нескольких окон и дверей. Мы как раз рекомендовали собственнику максимально сохранить оконные заполнения и двери здания. Пока вопрос приспособления особняка повис в воздухе, – сказал Михаил Мильчик. – Учитывая, что в недалеком будущем памятник архитектуры будут окружать новые жилые дома, мне кажется, что здание должно быть общественным, то есть доступным для жителей города. Кроме того, будет правильно разместить в нем небольшое выставочное пространство».

Предложение совсем небезосновательное: в годы блокады Ленинграда в особняке Бремме работала «витаминная» аптека.

«Думаю, будет важно отразить этот момент при обустройстве здания после всех реставрационных работ. Будет ли она занимать одно-два помещения или больше и какие конкретно это помещения, пока сказать трудно. Будем решать этот вопрос с собственником чуть позже», – сказал Михаил Мильчик.

Справка:

Особняк Э. Э. Бремме построен в первой половине XIX века, но до нас он дошел после второй перестройки в первой половине XX века по проекту архитектора Владислава Карповича. Два года назад в городе появился инвестор, который на соседнем с особняком Бремме участке решил построить дом, а заодно отреставрировать памятник.