Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Музыка – как актер: «Погребальная песнь» Стравинского оплакивала ушедшего Учителя

Это произведение посвящено памяти Николая Римского-Корсакова

18 ноября в Доме журналиста состоялась двойная презентация: книги Андрея Логинова «У каждого свой Петербург» и грядущего музыкального спектакля в Большом зале филармонии, который поставлен по новелле из этой книги. Новелла называется «Час пробил! История создания одного произведения» и посвящена удивительной судьбе партитуры «Погребальной песни» Игоря Стравинского. Это раннее произведение русско-американского композитора, посвященное памяти Учителя – Николая Римского-Корсакова. А нашли партитуру совершенно случайно, во время ремонта, где-то под пыльным шкафом. К счастью, нотная запись попала к хорошему музыковеду – Наталии Брагинской, которая распознала автора.

В «Погребальной песне» можно услышать мотивы, по которым угадывается будущий автор балетов «Жар-птица» и «Весна священная», но основная тема – это именно страдание по ушедшему наставнику. Как отметила исполнительница одной из ролей в спектакле актриса Анна Мигицко, «нам выпало счастье увидеть, как музыка может воздействовать на зрителя – не словом, не жестом, как делают это актеры, а одним лишь сочетанием нот, но, когда слышишь оркестр на расстоянии вытянутой руки, по залу идет волна, все тело вибрирует в такт музыке и заставляет испытывать невероятные эмоции».

Новелла Логинова чудесно совпала с юбилеем – Большому залу филармонии исполняется 100 лет.

«Мы не смогли достать ноты в консерватории, – сообщил Логинов. – Партитура лежала в папке «списанное», но с пометкой: не копировать. Вышли на издательство, заплатили ему, только так стало возможно создание спектакля. Права на «Погребальную песнь» принадлежат Лондонскому музыкальному обществу, которое, разумеется, отчисляет часть средств наследникам Стравинского. По их пожеланию песня исполняется нечасто, дабы не стать слишком «заезженной». Один раз ее играли в Мариинском театре и один раз в столице, затем представили уже в других странах вплоть до Австралии. Но на дисках ее не выпускали».

Дирижер и музыкальный руководитель проекта Михаил Голиков подобрал к новелле музыкальный ряд из произведений не только Стравинского, но и Лядова, Римского-Корсакова и других авторов. После премьеры в Петербурге, она состоится 24 ноября, спектакль уже готовится к гастролям в Европе и Китае.

«Мы не стали использовать «Погребальную песнь» целиком, – заметил Голиков. – Но произведения других композиторов мы использовали очень пропорционально, и эти пропорции высчитывал весь коллектив». Он также отметил, что консерватория в последние годы упоминается в СМИ разве что в связи со своим затянувшимся ремонтом, и очень важно было переломить эту ситуацию и добиться того, чтобы о старейшей в Росси консерватории вспомнили в связи с радостными событиями.

Добавим, что книга «У каждого свой Петербург» вышла в издательстве «Симпозиум», которое располагается в том же доме, что и музыкальная школа, носящая имя Николая Римского-Корсакова. Издатель Александр Кононов заявил, что это не единственное мистическое совпадение в книге.

Интервью Андрея Логинова, по новелле которого и поставили «Час пробил! История создания одного произведения», читайте в материале «Петербургского дневника».