Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

QR-коды, зарядки, wi-fi: какими будут общественные пространства в современной цифровой реальности

Беседа состоялась в рамках XIV ежегодной международной конференции «Ландшафтный дизайн города»
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

О роли ландшафтных дизайнеров в создании «зеленых точек притяжения» города и сохранении уникальности территорий – в интервью начальника Управления ландшафтной архитектуры и монументального искусства Комитета по градостроительству и архитектуре Елены Крамсковой и архитектора, преподавателя кафедры дизайна архитектурной среды СПБГАСУ Андрея Суровенкова.

Беседа состоялась в рамках XIV ежегодной международной конференции «Ландшафтный дизайн города». Конференция пройдет 17 и 18 ноября в гибридном формате на площадке конференц-холла Петропавловской крепости.

– Пандемия коронавируса буквально заставила задуматься о пространстве, в котором сегодня живет человек. На ваш взгляд, как пандемия повлияла на эту среду? Как именно поспособствовала ее изменению?

Елена Крамскова: Сегодня проектировщики пересматривают подходы к созданию современных парков и общественных пространств. Появляется больше прогулочных зон, променадов, а также мест для тихого отдыха, с учетом социальной дистанции и других ограничений, связанных с коронавирусом. И это вполне объяснимо: горожане просят уделять много внимания вопросу сохранения зелени в городе, а также созданию мест как для спокойного отдыха, так и для спорта.

Есть и еще один важный момент. Из-за пандемии коронавируса мы все много времени проводили и продолжаем проводить дома, то есть в замкнутом пространстве. Поэтому появляется потребность в комфортных и удобных общественных пространствах и парках, чтобы при любой возможности выйти из дома там можно было зарядить телефон, присесть почитать электронную книгу, выйти в Интернет. Другими словами, пространство должно быть информативным.

– Ландшафтные дизайнеры принимают участие в создании современных общественных пространств города?

Елена Крамскова: Ландшафтные дизайнеры отвечают за разностороннее наполнение, за удобства, за эстетический вид и дизайн. Сегодня важно, как человек себя ощущает и чувствует на территории общественных пространств, поэтому вопросу эмоционально-психологического восприятия такой «зеленой точке притяжения» также уделяется много внимания.

Андрей Суровенков: Да, парки и общественные пространства сегодня стали пользоваться большим спросом среди горожан. Люди теперь часто сидят дома, у них появилось больше времени на отдых, а значит, и возможность выйти в ближайший парк.

Например, рядом с моим домом находится парк « Сосновка». Думаю, что без него, проводить самоизоляцию было бы намного тяжелее. Конечно, я думаю, что в период пандемии коронавируса и даже после пространства приобретут многофункциональность. В частности, в перспективе они станут «точками притяжения», где можно будет прогуляться и перекусить, благодаря фуд-тракам (если их узаконят), а также провести досуг в тихой и спокойной обстановке. Конечно, развитие таких территорий привлечет внимание бизнеса.

– Давайте приведем примеры таких пространств?

Елена Крамскова: Сразу отмечу, что проекты будущих «точек притяжения» сегодня согласуются с жителями города. Один из ярких примеров – парк «Зима-Лето», который совсем недавно открыли в Колпинском районе. Горожане, например, остались довольны зонированием. Там есть прогулочная, молодежная зоны, места для тихого, уединенного отдыха, сад и водное пространство – все то, что обсуждали с петербуржцами на этапе проектирования.

– Среди экспертов часто можно услышать, что город будущего – это магазины, кинотеатры, аптеки, работа в 15 минутах от дома. Возможен ли такой сценарий в Петербурге? И при каких условиях?

Елена Крамскова: Спальные районы, безусловно, идут к такому сценарию. Сегодня во многих жилых кварталах города предусмотрены: аптека, магазины, детские и спортивные центры, парикмахерские, принимают врачи общей практики, работают различные образовательные кружки и студии. В центре Петербурга в этом плане сложнее, так как историческая часть города находится под охраной ЮНЕСКО, сложно создать новые современные общественные пространства с учетом объектов охраны культурного наследия.

Если мы посмотрим на карту города, то увидим, что расстояния между районами достаточно большие. Понятно, что человек вряд ли поедет из Приморского района в Красносельский район отдыхать. Сценарий с доступной инфраструктурой в 15 минут для Петербурга актуален, но, повторюсь, он касается больше спальных районов. К слову, программа «Формирование комфортной городской среды» в Петербурге предусматривает создание общественного пространства в 15 минутах от жилых домов.

Андрей Суровенков: Конечно, обустроить всю необходимую инфраструктуру в 15 минутах от дома практически нереально и, наверное, не нужно. Сегодня необходимые элементы обслуживания мы можем разделить на три типа: в шаговой доступности транзитные элементы (когда человек перед тем, как поехать домой, заезжает в магазин или заходит посидеть в кафе) и «магниты» (например, крупные торговые центры, добираться до которых нужно больше часа). Я, например, с большей радостью поеду из Выборгского района в центр города, чтобы погулять, сходить в музей или в кино, чем отправлюсь в то же кафе, но рядом с домом.

– Ряд активистов считают, что проекты будущих общественных пространств очень похожи друг на друга за счет использования похожих малых архитектурных форм или создания одинаковых детских площадок. Как вы считаете, каким образом можно добиться индивидуальности при работе с территориями?

Елена Крамскова: Да, можно использовать приблизительно похожие малые архитектурные формы (МАФ) и растения для высадки, но планировка всегда закладывается с учетом природно-ландшафтного и архитектурно-планировочного решений того или иного участка. Тематика подбирается с учетом истории места. Если при планировке удается достичь индивидуальности конкретной территории, то какие бы МАФы потом не использовались, она сама по себе уже будет уникальна.

Большую роль играет освещение. В этом случае можно подумать над размещением световых интерактивных объектов, в том числе QR-кодов, благодаря которым можно буквально считывать информацию об объекте.

Яркий пример – сквер «Осенний марафон», который совсем недавно открыли на пересечении улицы Кораблестроителей и Новосмоленской набережной. Жители района предложили вариант с темой для сквера (фильм «Осенний марафон», режиссера Георгия Данелии. – Ред.), и сегодня его украшают малые архитектурные формы по мотивам фильма.

В чем заключается работа Комитета по градостроительству и архитектуре? Задача комитета при рассмотрении проектов благоустройства – обеспечивать формирование архитектурного облика и эстетического состояния территории города. Также мы проверяем проекты на соответствие правилам благоустройства города. На тематическое наполнение мы также обращаем внимание, потому что оно придает индивидуальный облик территории.

Совсем недавно рассматривали проекты в Красногвардейском районе, в частности, по благоустройству прибрежных территорий реки Охта и Оккервиль. Следили за всеми этапами благоустройства набережной реки Карповки. По преображению этих набережных есть запрос жителей, предполагается создание современных общественных пространств.

– Недавно жители пожаловались на вид светильников, которые появились в обновленном сквере на пересечении проспекта Медиков и набережной реки Карповки. Может ли это означать, что интерес ко всей территории потерян?

Елена Крамскова: Дело в том, что рядом с этим пространством расположен клуб А2 Green Concert. Соответственно, на основании обращений жителей, которые приходят на концерты, были установлены такие необычные светильники. Учитывая расположение в центре города, вблизи модного клуба, это место ориентировано в первую очередь на аудиторию, которая собирается перед концертом.

Думаю, что со временем ситуация сойдет на нет, так как люди привыкнут к новому месту. Я считаю, что такие светильники – удачное решение, потому что абсолютно точно понятно, почему выбрана именно такая тематика и как она привязана к местности. К тому же это современное решение, позволяющее развивать представление об общественных местах и привлекать людей посетить это место.

Андрей Суровенков: Думаю, что вопрос выбора того или иного элемента для пространства зависит от размера территории. Это может быть как обычная детская площадка, на которой установлено типовое детское оборудование или что-то более интересное. Если пространство большое, то это может быть необычное покрытие, мощение, которые будут сочетаться со светильниками, малыми архитектурными формами.

Есть такое понятие «городской интерьер» – это пространство, которое воспринимается единовременно человеком, который в нем находится. Если в доме интерьер – это условно четыре стены и потолок, то в городском интерьере – это озеленение, фасады зданий, малые архитектурные формы, асфальт. Соответственно, чем больше подобных элементов, тем меньшую роль играет в пространстве какой-либо МАФ. Тут скорее важна общая картина.

Например, сквер на пересечении проспекта Медиков и набережной реки Карповки расположен на небольшом по площади участке. Да, пространство может вызывать как негативные, так и позитивные эмоции, но нужно понимать, что его посещают тысячи людей, поэтому тут важно мнение большинства. Уверен, многие люди будут рады благоустроенному пространству больше, чем жуткой парковке, которая раньше была в том месте.

 Горожане часто отмечают: при создании новых пространств города от зелени на участке практически ничего не остается. Возможно ли, работая над дизайном проекта, оставлять газоны с деревьями и кустарниками нетронутыми?

Елена Крамскова: Специалисты при благоустройстве территории всегда стремятся к максимальному сохранению существующей зелени. Здоровые деревья и кустарники учитываются при проектировании нового пространства. Чаще всего, когда жители жалуются на вырубку деревьев, речь идет о растениях, которые, по мнению экспертов, уже не здоровы или просто в любой момент могут упасть из-за своей ветхости.

Часто бывает, что общественное пространство создается на заброшенном участке, или каком-либо пустыре. Зачастую на таких территориях «стихийно» произрастают растения, но, по сути, их там быть не должно. Кроме того, есть участки, где требуется замена грунта. Тогда приходится корректировать планировку территории. Не всегда жители понимают, что в этом случае нужна полная замена ландшафта и новые высадки. Но мы, безусловно, плотно общаемся с жителями по вопросу озеленения территорий города в том числе.