«Оправданная дерзость»: критик Сергей Ильченко о спектакле «Шатуны» режиссера Романа Муромцева
В формулировке сказано: «за режиссуру». И абсолютно справедливо. Чтобы переносить в малое театральное пространство прозу одного из самых неформатныхх российских писателей – Юрия Мамлеева надо было обладать и творческой дерзостью, и умением режиссера превращать скандально-натуралистический и вызывающий текст прозаика в сценическое зрелище. Оно разыгрывается в буквальном смысле перед сидящими у края площадки зрителями.
Поначалу тебя берет оторопь от подобного соседства. Ты удивляешься всему, что видишь, и, прежде всего, актерской самоотдаче и умению отрешиться от быта и превратиться в персонажей истинной фантасмагории, когда диалоги переходят в настоящую «игру на выживание» в сумасшедшем мире нарушенных человеческих связей. Бесполезно применять к этому спектаклю законы логики и психологической драмы, не говоря уже о соответствии быту и жизненной правде. Весь квинтет артистов существует по иным законам – законам грубой провокативности разыгрываемых скетчей, из-под которой вдруг пробивается жалость к этим самым «шатунам». И потому стоит перечислить тех, кто составил этот яркий ансамбль, – это Алексей Кормилкин, Егор Лесников, Клавдия Белова, Елена Карпова и Дехиар Гусев.
Роман Муромцев никак «не умер» в своих актерах. Он просто превратил их в своих соавторов, доверив им такие сцены, репризы и скетчи, которые и взрываются на сцене абсолютно непредсказуемыми смыслами, видениями и фантазиями.
Перечитывать после «Шатунов» Муромцева литературный первоисточник никак не хочется. Зато очень хочется увидеть другие его постановки. А еще – ту же самую «пятерку» артистов в других спектаклях.