Каждый сотый морской круиз в мире имеет стоянку в Петербурге
Станет ли Петербург круизной столицей Европы? В допандемийное время 10 процентов всей мировой круизной индустрии представляли собой круизы по Балтийскому морю. И каждый 10-й балтийский тур стартовал из Петербурга. Получается, что общая доля петербургских круизов на мировой карте – 1 процент, так что это очень перспективное направление.
Все условия для того, чтобы бесперебойно принимать богатых морских туристов, у нашего города есть. Во-первых, все суда, ходящие по Балтике, – ледоколы. Не такие мощные, как современные атомоходы, но с небольшим льдом они справиться способны. Во-вторых, именно для морских туристов был когда-то придуман трехдневный безвизовый въезд. В-третьих, новый пассажирский порт «Морской фасад» вкупе с Морским вокзалом и двумя причалами на набережной Лейтенанта Шмидта и на Английской набережной могут принять в один день чуть ли не 10 многопалубных судов. Большое количество причалов означает, что корабли могут простоять у петербургских берегов не один день, а два-три (места хватит всем), и за это время их пассажиры оставят в ресторанах и магазинах много тысяч долларов.
665 тысяч пассажиров
Правда, еще неизвестно, как будут вести себя туристы перед лицом пандемии, даже если завтра вернуть им возможность побывать в нашем городе. Рукхо Мецила, представитель крупнейшего круизного оператора Royal Caribbean International, заявил, что хотя туристы и мечтают о Петербурге, но откровенно говорят, что никуда кроме музеев не пойдут: боятся заразиться. И это несмотря на то, что 84 процента европейских туристов уже вакцинировались, 10 процентов – собираются, и только 6 процентов заявили, что не будут прививаться ни на каких условиях и поэтому отказываются на время от путешествий.
Проблемы водного туризма обсуждали в «Морском фасаде» на форуме TravelHub. А они есть во всех странах: многие судовладельцы, рассказал генеральный директор компании Moby SPl Сергей Катенев, даже разрезали свои суда на металлолом, потому что не в силах были содержать их в отсутствие туристов. Туроператорам сейчас приходится оперировать допандемийными цифрами, а они таковы: в 2019 году городские пассажирские морские порты приняли 340 кораблей с 665 тысячами пассажиров. Не секрет, что в большинстве стран круизная индустрия создается за счет государственного капитала. Самый беспроблемный турист – это именно круизный, потому что богатый. Правда, их раздражает необходимость отвечать на 43 вопроса при оформлении электронной визы.
К слову, среди круизных туристов 30 процентов – немцы, 10 процентов – англичане, 20 – американцы, по пять процентов французов и испанцев и только полтора процента граждан азиатских государств, хотя в Китае, Сингапуре, Японии, Корее есть свои толстосумы. Словом, круизы по холодной Балтике там будут активно рекламировать, а уж факт, что Петербург – главная жемчужина в этом ожерелье, сомнениям не подлежит. Об этом рассказал коммерческий директор «Морского фасада» Александр Горохов.
Островский и Рерих
О внутренних туристах город не забывает, и в ближайшие годы будет реализован план отдать причал на Английской набережной под швартовку речных круизных судов. Уже сейчас там швартуется теплоход «Мустай Карим», который возит туристов в Москву и Кижи. Но индустрия речных круизов развивается все шире, потому что Карелия – лакомый кусок для туроператора, а корабли почему-то заходят на острова, но не показывают, например, знаменитые ладожские шхеры.
Генеральный директор компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова рассказала, что для привлечения туристов появилась такая опция, как сценическое плавание: специальная труппа разыгрывает сцену из литературного произведения (например, из Островского), проходя мимо того самого волжского города, где эти события и происходили. Было тематическое путешествие «Из варяг в греки» (до Нижнего Новгорода), было путешествие по местам Рериха, когда интерьеры теплохода были украшены репродукциями картин художника. Одна лишь сложность у озерных туров – по Дороге жизни туристы проезжают ночью, а эта страница истории интересует туристов больше всего. Зато днем на Ладоге у них есть возможность пустить венок по воде… Там, где предположительно ушла под лед машина с ленинградскими детьми. И если вам нужен пример, как патриотический туризм развивается сам по себе, то этот туризм можно найти на Ладоге.