Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Гаджеты на службе истории: как заинтересовать молодежь темой блокады Ленинграда

Как сохранять память о блокаде и рассказывать правду о трагических событиях прошлого, если сегодня виртуальная действительность все острее вступает в конкуренцию с постоянными музейными экспозициями?

Ответы на эти вопросы попытались найти в Государственном мемориальном Музее обороны и блокады Ленинграда, где встретились для обмена опытом историки и музейные сотрудники из нескольких профильных городских учреждений.

Взять на интерес

В ходе обсуждения выяснилось, что проблема на самом деле еще глубже, чем кажется на первый взгляд. Взять, к примеру, сбор новых фактов и воспоминаний о блокаде. Сегодня в большинстве случаев носителями такой информации являются дети и внуки непосредственных свидетелей тех событий. Но как поступающие от них данные адекватно, выражаясь музейным языком, аккумулировать и интерпретировать? Ведь даже лексика нынче постоянно изменяется, и многие некогда устойчивые речевые обороты ставят в тупик современную молодежь. И как тогда подавать такую информацию, чтобы она вызывала у подрастающего поколения неподдельный интерес?

По мнению Никиты Ломагина, известного исследователя блокады, доктора исторических наук и начальника отдела Института истории обороны и блокады Ленинграда, созданного в сентябре этого года при музее, выход может быть как раз в активном привлечении школьников и даже студентов к музейной работе. И модные гаджеты в этом могут весьма пригодиться.

«Это хорошо, что теперь так доступны отличные средства аудио- и видеофиксации. Правда, у нас всех очень мало времени, потому что свидетелей тех событий становится все меньше и меньше, – отмечает Ломагин. – Нужно торопиться записывать их живые голоса. Такие «коллекции» просто бесценны и могут послужить толчком к новым исследованиям. А чтобы заинтересовать молодежь, а заодно и поставить такую работу на профессиональную основу, можно при Музее обороны и блокады (в идеале и при школах) создать специальный обучающий центр, где волонтеры будут проходить курс «молодого музейщика».

С ним согласен и научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Кирилл Болдовский. По его словам, распространенное мнение, что воспоминания вступают в противоречия с архивными документами, и от этого картина прошлого только искажается, ошибочно. Все как раз наоборот – такое сочетание данных как раз и позволяет сконструировать объективное восприятие ушедших событий.

«А энтузиазм волонтеров на этом пути нужно всемерно поддерживать», – добавил Болдовский.

Кстати, первые записи свидетельств пережитого были проведены уже в 1941 году.

Главное – искренность

Ну а что же делать в наше «виртуальное» время с уже существующими постоянными экспозициями в музеях? Есть очень интересные предложения и в этом направлении. Скажем, имеющиеся экспонаты можно «подключать» к интерактивным проектам. К примеру, сотрудники музея «Невская застава» разработали на основе собранных воспоминаний местных жителей-блокадников, несколько пеших блокадных маршрутов с экскурсиями, на которые приглашают бесплатно всех желающих. Причем самый длинный из маршрутов – около 30 километров, а самый короткий – 8.

«Удивительно, но первый вариант пользуется все большим интересом у горожан, – поделилась Дарья Киселева, научный сотрудник музея «Невская застава», – Если сначала с нами на маршрут выходили группы по 30 человек, то теперь уже по 50, а иногда и даже по 70 человек».

Разумеется, не все участники доходят до финиша, но это, по словам работников музея, совсем не важно. Главное, что люди смогли буквально вживую прикоснуться к истории блокированного города. И об этом свидетельствуют восторженные отзывы.

Интересен опыт и музея «А музы не молчали», созданного еще в 1968 году при школе №235 Адмиралтейского района. Обширная экспозиция посвящена культурной жизни находившегося на осадном положении Ленинграда и насчитывает несколько тысяч уникальных экспонатов. Например, там можно увидеть обстановку рабочего кабинета Ольги Берггольц. Но главное – в роли экскурсоводов выступают ученики школы, что, по словам Вячеслава Кокина, музейного педагога, вызывает неподдельный интерес со стороны маленьких посетителей.

Примечательна и попытка рассказать горожанам о блокаде с помощью актуального искусства. Казалось бы, где яркие и смелые инсталляции, выполненные молодыми художниками, и где память о трагических днях? Оказывается, все это прекрасно сочетается. О выставке подобных экспонатов под названием «Ленинградские светлячки», которая открылась в конце сентября в Приморском парке Победы, уже писал «Петербургский дневник». Но каков конечный результат этой акции? По словам куратора проекта Ольги Маркарян, никто из организаторов не ожидал, что горожане воспримут выставленные на свежем воздухе экспонаты вполне позитивно. С выставкой ознакомилось несколько тысяч человек – и ни одного негативного комментария.

А вот сотрудники музея «Монумент героическим защитникам Ленинграда» решили на время обновить экспозицию, которая не менялась со дня открытия этого объекта, и открыть весной выставку, посвященную малоизвестной странице обороны города – партизанскому движению. Вниманию посетителей будут представлены уникальные и никогда ранее не выставлявшиеся подлинные вещи того времени. Выставка будет посвящена 80-летию прибытия в Ленинград партизанского обоза, доставившего через линию фронта продовольствие.

Закрыть