Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Агрегаторы, иммерсивные туры и цифровые двойники: эксперты рассказали, как изменился туризм

Без «цифры» никуда
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В начале пандемии коронавируса, когда страны и даже отдельные регионы спешно закрывали границы, казалось, что туристическая индустрия будет полностью уничтожена. Ее участникам действительно пришлось тяжело, однако даже в такой ситуации нашлись свои плюсы. Во-первых, цифровизация, облегчающая жизнь всем участникам турпроцесса, идет семимильными шагами, а многие жители Содружества независимых государств (СНГ) предпочитают отдыхать в собственном регионе. Участники форума TRAVEL HUB «Содружество» обсудили, каким будет туризм после пандемии.

Одно на всех

С начала пандемии коронавируса люди стали больше проводить время в онлайн-пространстве, общий уровень интернет-грамотности, безусловно, повысился, однако запрос на максимально понятные диджитал-инструменты – еще больше.

«Потребитель все меньше разбирается в цифровом пространстве, становится эдаким образованным невеждой. Человек как будто сам принимает решение, где ему поесть, что и когда посмотреть, однако подсказки ему дает искусственный интеллект, заранее предугадывая, что может понравиться конкретному пользователю. Со временем человек вообще будет вытеснен из этой схемы», – считает директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин.

Основатель сети книжных магазинов «Буквоед», а также идеолог соединения культуры, туризма и медиа в одном мобильном приложении BEST.Petersburg Денис Котов уверен, что вся необходимая путешественникам информация должна быть доступна буквально в одно нажатие.

«В странах СНГ должно появиться либо единое мобильное приложение-агрегатор, в котором есть вся необходимая туристам информация: расписание культурных мероприятий, информация о достопримечательностях, гостиницах, ресторанах и прочее. Причем информация должна быть персонализированная, то есть приложение должно учитывать потребности конкретного пользователя. Помимо этого очень важна безопасность, поэтому должна появиться своеобразная «тревожная кнопка», которую человек мог бы быстро нажать в случае угрозы жизни или здоровью», – рассказал он.

Эксперт полагает, что можно либо разработать единое для всех стран и городов приложение, либо каждый делает свое, но по одним заранее оговоренным понятиям.

«Мы уже несколько лет развиваем приложение BEST.Petersburg и готовы поделиться своим опытом и наработками», – заверил Денис Котов.

Города уходят в «цифру»

Константин Гаранин отметил, что многие процессы уже давно перешли из офлайна в онлайн-режим, однако пандемия заставила глобализировать этот процесс.

«Мы общаемся через социальные сети и создаем там собственные цифровые двойники, делаем покупки через Интернет, привыкли к дополненной реальности, оплачиваем жилищно-коммунальные услуги, не выходя из дома, и делаем многое другое. Однако пандемия существенно повысила требования, в результате стали появляться цифровые двойники городов и территорий», – рассказал он.

Глава Центра территориального маркетинга напомнил, что в прошлом году власти Фарерских островов предложили всем желающим не просто посмотреть виртуальную экскурсию, а превратить местных жителей в собственные «глаза». Жители островов гуляли в касках с камерой на ней и в режиме реального времени выполняли просьбы удаленных туристов: поворачивали голову в нужную сторону, прыгали, бегали. Когда люди просили сделать что-то неприличное или опасное, жители островов не делали ничего. Интерес к услуге был очень высоким.

Летом 2020 года Исландия предоставила всем желающим выпустить пар с видом на свои прекрасные природные ландшафты. Зайдя на специальный сайт, люди могли выбрать любое безлюдное место в стране и вдоволь покричать через колонки.

«В России уже появляются дестинации, 30 процентов доходов которых формирует именно виртуальный туризм через киберспорт, экскурсии и прочее. В связи с этим при создании новых туристических локаций и маршрутов надо сразу думать об их цифровизации. Это уже не вопрос выбора, а необходимость. Вообще, необходимо консолидировать всех игроков туристической индустрии на единой медиаплатформе: там должны быть отельеры, рестораторы, туристические агенты и прочее. И все они должны придерживаться единого подхода в работе, то есть описывать достопримечательности одними словами, пользоваться едиными визуальными решениями и одинаковыми хештегами», – считает Константин Гаранин.

Это мнение разделяет генеральный директор компании Amadeus Леонид Мармер. Впрочем, он предлагает начать с более базовых вещей. «К сожалению, еще не все страны признали имеющиеся вакцины, кроме того, QR-коды везде разные, естественно, все это осложняет путешествия. Надо признать, что эта система с нами надолго и организовать все так, чтобы человек по одному QR-коду мог спокойно передвигаться хотя бы по территории СНГ, а еще лучше – всего мира», – сказал он.

Иммерсивные технологии на благо туристов

Генеральный директор компании TrendBooster Руслан Шантуров добавил, что просто перенести всю необходимую туристам информацию в Интернет – недостаточно.

«Пользователя необходимо увлекать. Наша компания создает иммерсивные 3D-туры, которые не просто информируют людей об истории и возможностях места, а вовлекают зрителя. В среднем наши пользователи смотрят тур 16 минут, хотя для обычного сайта даже 1 минута – это уже победа. Такие туры лучше любой рекламы вызывают желание увидеть интересную локацию не только на экране своего мобильного устройства, но и вживую», – рассказал он.

3D-туры есть у многих достопримечательностей по всему миру, однако Руслан Шантуров предлагает пойти дальше. «Мы создали 3D-тур, например, по гостинице. Пользователь может виртуально погулять по номеру, оценить вид из окна, полистать меню ресторана, и если ему все понравится, то тут же забронировать место. Это интереснее, нагляднее и удобнее любого сайта, ведь никакого дополнительного программного обеспечения не требуется – только Интернет. Я уверен, что вскоре именно такие туры полностью заменят собой сайты», – пояснил Руслан Шантуров.