Самый топографически точный роман Достоевского: экскурсия по местам «Преступления и наказания»

Этот роман считается самым топографически точным у Достоевского. В отличие от других произведений писатель работал над ним, живя в Петербурге. Более того, он поселил своих героев в непосредственной близости от квартиры, которую снимал. Поэтому вся география выверена буквально с точностью до шагов и метров.
730 шагов
Про основных действующих лиц известно практически все. Совершая прогулку по местам, связанным с героями «Преступления и наказания», вместе с научным сотрудником Музея Достоевского, кандидатом филологических наук Екатериной Комовой, совсем не трудно перенестись в XIX век.
Проходя вдоль Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), заглядывая на Сенную площадь или стоя на Благовещенском мосту, как это делал некогда Раскольников, так и ждешь, когда же промелькнет мимо тоненькая фигурка Сонечки Мармеладовой, а то и самого Родиона Раскольникова.
«Если Раскольников знал, что от его дома до дома старухи-процентщицы ровно 730 шагов, то можно пойти и посчитать – их там действительно 730», – рассказывает Екатерина Комова. Так же подробно описаны не только улицы, переулки и дома, но даже подворотни, лестничные клетки, квартиры и каморки, в которых живут и действуют герои. Поэтому и сегодня можно увидеть те места, где разворачиваются события романа.
Роковое убийство
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» – эти слова бедного петербургского студента Родиона Раскольникова все знают со школьной скамьи. За его нравственными метаниями помогут проследить герои романа, по адресам которых и проходит экскурсия.
Одно из знаковых мест, конечно, – дом Раскольникова. Достоевский пишет: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».
Во времена Достоевского дом располагался на Средней Мещанской, сегодня это Гражданская улица. В 1990-е здесь был установлен горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Сохранилась и каморка Родиона, куда ведут 13 ступенек. Правда, видно ее только со двора. Но она до сих пор используется, что подтверждают установленные в окнах стеклопакеты.
Не менее известным является дом старухи-процентщицы, сегодня это набережная канала Грибоедова, 104. Именно здесь произошло роковое убийство. Автор точно описывает подъезд, этаж, необыкновенно узкую лестницу, благодаря которой Раскольников сумел скрыться от преследователей.
Другие персонажи
Известно и место проживания Сонечки Мармеладовой – в доме на углу канала Грибоедова и Казначейской улицы. На одном этаже с ней обитал и Свидригайлов. От комнаты героини его отделяла лишь общая дверь, через которую он и подслушал признание Раскольникова в убийстве.
Еще одно действующее лицо романа – Вознесенский мост, с которого в Екатерининский канал спрыгнула пьяная Афросиньюшка. И, сама того не ведая, совершила благое дело – спасла главного героя романа от «самоубийственного» шага: ему стало противно.
Также известно и то место, где упала, истекая кровью и произнеся свою знаменитую фразу: «Уездили клячу, надорвалась…», Екатерина Ивановна.
Можно указать и точку в створе Вознесенского проспекта, где попал под лошадь Мармеладов. И трактир на углу Садовой и Большой Подьяческой, 33, где до этого он произносил свой знаменитый монолог, так поразивший Раскольникова.
Отдельного внимания заслуживает полицейский участок, куда героя вызывают повесткой сразу после убийства.
Он теряет сознание от ужаса, думая, что раскрыт, но все оказывается проще – он просто не заплатил за квартиру.
Правда, иногда Достоевский все же позволял себе нарушить топографическую точность и искажал реальность в угоду замыслам. Самый показательный факт связан с домом старухи-процентщицы, который располагался не в том полицейском участке, где жил Раскольников. Писателя это не устраивало, ему нужно было столкнуть Родиона с Порфирием Петровичем, поэтому он перенес дом старухи в другую полицейскую часть, приписав его к тому участку, где живет Родион.
«Некая память места сохраняется и следует за Петербургом Достоевского вплоть до наших дней», – делает вывод Екатерина Комова.
Сенная площадь
Это место можно считать одним из главных действующих лиц романа. Именно здесь Раскольников услышал, как Елизавета, сестра старухи-процентщицы, обещает уйти в гости, и, решая воспользоваться ситуацией, позволяет себе совершить самый страшный грех – убийство.
Именно на Сенной, перед тем как направиться в полицейский участок и донести на себя, он встает на колени. Исследователи творчества писателя считают, что здесь начинается путь духовного возрождения героя или, по крайней мере, осознание им содеянного.
«Это далеко не случайно. В романе почти все топонимы зашифрованы, представлены в виде первых или последних букв. А вот Сенную он называет прямо», – объясняет наш гид.
Дело в том, что архитектурной доминантой площади во времена Достоевского была церковь Успения Пресвятой Богородицы, называемая в народе Спас на Сенной (сейчас на этом месте станция метро «Сенная площадь»). Поэтому, когда Раскольников приходит сюда и видит храм с золотыми куполами, он приносит свой поклон, как говорила Сонечка Мармеладова, не только земле, оскверненной пролитой им кровью, но еще и Богу, законы которого он хотел переписать по-своему.