
Максим Леонидов: «Я – играющий композитор. Это довольно редкий случай»
Одним из значимых событий этой осени в культурной жизни Петербурга стал XV Открытый конкурс композиторов имени Андрея Петрова. Конкурс, организованный Фондом Андрея Петрова, в 2021 году проводился в номинации «Песня и эстрадный романс». В оргкомитет музыкального состязания поступило 470 заявок на участие от композиторов из 80 городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья, а одним из членов жюри стал композитор, певец и актер Максим Леонидов.
– Максим Леонидович, на конкурсе композиторов имени Андрея Петрова сразу определились с фаворитами?
– Когда я слушал песни в отборочных турах, то у меня не было четкого фаворита. И я не был уверен, что одна из песен, которая мне понравилась (таких было несколько), займет призовое место. Но уже на концерте, во время третьего заключительного тура, все сомнения пропали: фаворит обозначился сразу.
– В жюри были разногласия?
– Ну... за второе и третье место мы немного «повоевали» (смеется). Но в целом, конечно, все решалось не спорами, а подсчетом очков, которые мы выставляли тому или иному композитору. Так что все прошло честно.
– Лично у вас совсем недавно вышел новый альбом «Седьмое небо». Почему такое название?
– «Седьмое небо» – это некая аллегория счастья. Альбом позитивный, он о простых человеческих чувствах. И поэтому мне показалось, что именно такое название ему соответствует.
– А вы сами на седьмом небе от счастья часто бываете?
– Конечно, у меня в жизни были моменты, когда я испытывал переизбыток счастья. Но такое ощущение – это чувство преходящее, оно не может сопровождать человека каждую минуту. Если он, конечно, не Будда (смеется).
– А вообще, цифра 7 играет какую-то особенную роль в вашей жизни? 7 дней, 7 нот, альбом «Седьмое небо»...
– На самом деле да. Говорят, что каждые семь лет обновляется человеческая кровь, кровеносная система. Я не специалист в области химии, биологии, анатомии, но тем не менее. Сам по себе знаю, что раз в семь лет мне нужно что-то в своей жизни изменить. Это может быть большая перемена, смена профориентации, места жительства... Иногда что-то менее глобальное – например, ремонт в квартире.
Безусловно, нельзя позволять рутине тебя поглощать. Мне нужны время от времени какие-то обновления! К счастью, с появлением детей в моей жизни эти обновления происходят сами собой. Дети растут, меняется уклад жизни. И то, что было актуально вчера, сегодня не имеет смысла. И это прекрасно.
– В одном из интервью вы смело заявили, что не нужно бояться разрушать, терять, проигрывать. Потому что если сидеть сложа руки, то ничего и не выиграешь. Какой у вас самый смелый поступок за последние, скажем, лет 10?
– Да, я по-прежнему так считаю. Человек все время от чего-то отказывается или на что-то соглашается. Но я не могу выделить какой-то определенный свой поступок и сказать: «Вот здесь я был храбрым и ничего не боялся». Но вообще, у меня в жизни были ситуации, когда я ставил на карту все. Без этого никак.
– Осень в самом разгаре. Нет ли у вас осенней хандры? И вообще – какое у вас любимое время года?
– Лето! Если оно не слишком жаркое, конечно… Зиму не люблю, питерская зима – это то еще удовольствие. Грязь, холод, копоть, слякоть, темнота... Помню, ребенок у меня в детстве спрашивал: «Папа, почему вы меня ночью в садик отводите и ночью забираете?» Вот этот мрак бесконечный меня гнетет. Поэтому я всегда жду наступления весны.
– Некоторые люди уезжают на зиму в теплые края...
– Я не могу так. У меня работа. А кто будет за меня спектакли играть?!
– Кстати, о спектаклях. Расскажете о самом актуальном на сегодня?
– Сейчас я участвую в двух спектаклях. Первый – это мюзикл «Девчонка на миллион». Он идет в Театре музкомедии, и я играю одну из главных ролей.
И еще спектакль под названием «Я оглянулся посмотреть» – представление, которое мы играем в «Ленинград Центре» в Таврическом саду. Это мономюзикл, который рассказывает о моей жизни от детских лет до «Секрета», и все это сопровождается музыкой, которая является неким саундтреком моей жизни на протяжении долгого времени. Пою Фрэнка Синатру, Александру Пахмутову, играю на рояле Баха, пою The Beatles и Deep Purple, исполняю народные песни... Такой вот калейдоскоп. Или Лас-Вегас. 18, 19, 20 ноября – приходите, милости просим!
– Какую музыку вам интереснее сочинять?
– Хм. Если раньше я выпускал альбом раз в полтора года, то сейчас именно студийные альбомы я выпускаю реже, где-то раз в 3-4 года. Да, в последнее время мне больше нравится писать для театральных мюзиклов, я с удовольствием пишу для театра. И сам же в этих мюзиклах играю. Это такой редкий случай – играющий композитор. Мне это доставляет невероятное удовольствие.
– Как-то вы сравнили группу «Секрет» с прекрасным и редким цветком и отметили, что у каждого цветка есть свой срок жизни. При этом многие поклонники ждут, что «Секрет» еще раз объединится, отправится в тур, запишет пару новых песен...
– В 2014 году мы записали даже не пару новых песен, а целый новый альбом. Но с тех пор как-то не возникает у нас больше сильного желания объединиться и засесть в студии. Лично у меня нет постоянного желания работать в соавторстве и потом вместе исполнять какие-то песни. Этот период в моей жизни был. И был замечательным. Но он прошел.
– В Петербурге у вас есть своя школа-мастерская, где можно обучиться музыке и актерскому искусству. Вы сами проводите занятия? И как отбираете преподавателей?
– У нас есть ежегодное прослушивание преподавательского состава, на котором я обязательно присутствую. Мы отбираем педагогов по своим критериям, даем им возможность проводить пробные уроки и смотрим, подходим мы друг другу или нет.
А что касается моих занятий, то да – я их тоже провожу. С Александром Корнешовым, одним из наших педагогов, мы ведем на пару музыкальный коллектив, который называется Secret News.
– Это ведь в нем играет ваш сын?
– Да, он там играет на бас-гитаре. Но все равно состав так или иначе обновляется. Кто-то становится старше и идет другой дорогой, у кого-то ломается голос, как это было с моим сыном Леней. Он был солистом этого коллектива, но голос изменился, и петь он престал. Нам пришлось искать замену, и мы нашли прекрасную вокалистку девочку Полину. В марте ей будет 14 лет.
– Про вашего сына написано много, а про дочку Машу совсем ничего... Расскажете, чем она занимается?
– Маша просто более замкнутый человек, в отличие от Лени, который пробует себя и там, и здесь. В нем более развита творческая жилка, и он охотнее идет на контакт и публичные выступления. А Маша спокойно без этого обходится, ей это не нужно, у нее другие интересы. Мне кажется, что ее дорога лежит в сферу бизнеса. Думаю, после школы она отправится в какое-то учебное заведение, которое готовит управленцев, менеджеров.
– Вы всего достигли, о чем мечтали?
– Всего достичь невозможно. В какой-то степени – да, достиг. Но границ нет. Мне вот, например, хотелось бы, чтобы мой мюзикл шел на Бродвее! Или в Лондоне... Теоретически это реально, хотя для этого как минимум надо жить в США или Великобритании.
– А что бы вы посоветовали только начинающим исполнителям?
– Во-первых, надо заниматься тем, что тебе нравится. «Делай то, что ты любишь, и тогда ты не будешь работать ни одного дня» – по-моему, это очень меткая фраза. Не могу отрицать, что в моей жизни не существует каких-то обязанностей и некой рутины, ведь надо деньги зарабатывать, семью обеспечивать. Но все равно я делаю свою работу с удовольствием.
Во-вторых, как мне кажется, прямой путь к успеху – не успокаиваться, не ждать, что кто-то к тебе придет с какой-то идеей и пригласит тебя куда-нибудь. И такое, конечно, случается. Но если ты все же генерируешь эти идеи сам, то это значительно приближает тебя к поставленной цели.