Яндекс.Метрика
  • Яна Сайдашева

Французские искусствоведы помогут воссоздать покои императрицы в Екатерининском дворце

Национальный институт истории искусств предоставил оцифрованные альбомы раскрашенных гравюр

Сотрудники Национального института истории искусств во Франции передали ГМЗ «Царское Село» иконографические материалы, необходимые для воссоздания интерьеров личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Об этом сообщили в российском музее.

Речь идет о комнатах, отделанных в стиле «чистого рафаэлизма», как писала сама императрица барону Фридриху Мельхиору Гримму. В октябре 1783 года к 300-летию Рафаэля Санти была завершена отделка Опочивальни, Туалетной (Уборной), «голубого с золотом» (Синего кабинета), Фольгяной (впоследствии Серебряного кабинета), «с эстампами» (Рафаэлевской). Эскизы проектов разрабатывали придворные архитекторы Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги, в изменении проектов участвовала и сама Екатерина.

«Воссоздание покоев Екатерины II связано с тщательным исследованием архивных данных и поиском необходимых иконографических материалов, которые дополняют имеющиеся сведения и позволяют корректировать в процессе работ проектную документацию, подготовленную еще в 1980-х годах. В нашем распоряжении – акварели Эдуарда Гау и Луиджи Премацци, автохромы Андрея Зееста, фиксирующие сохранившиеся с екатерининских времен детали отделки и привнесенные позднее элементы убранства, а также довоенные зарисовки и фотографии», – рассказали в музее.

Графические источники, позволяющие уточнить конфигурацию и цвет деталей убранства царскосельских интерьеров, обнаружили в книгах из библиотеки французского института.

«Для нас важна возможность сопоставления колористического решения проектов Камерона с графическими листами из альбома, на которых показан принцип цветового решения плафонов известных римских памятников древности – виллы Адриана, Нерона, терм Тита и других. Кроме того, гравюры позволили выявить аналоги сюжетных и орнаментальных композиций, включенных придворным архитектором в декор комнат Екатерины II. Это очень ценно, поскольку некоторые из декоративных элементов почти не просматриваются на довоенных фотографиях», – пояснили в музее.