Французские искусствоведы помогут воссоздать покои императрицы в Екатерининском дворце
Сотрудники Национального института истории искусств во Франции передали ГМЗ «Царское Село» иконографические материалы, необходимые для воссоздания интерьеров личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Об этом сообщили в российском музее.
Речь идет о комнатах, отделанных в стиле «чистого рафаэлизма», как писала сама императрица барону Фридриху Мельхиору Гримму. В октябре 1783 года к 300-летию Рафаэля Санти была завершена отделка Опочивальни, Туалетной (Уборной), «голубого с золотом» (Синего кабинета), Фольгяной (впоследствии Серебряного кабинета), «с эстампами» (Рафаэлевской). Эскизы проектов разрабатывали придворные архитекторы Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги, в изменении проектов участвовала и сама Екатерина.
«Воссоздание покоев Екатерины II связано с тщательным исследованием архивных данных и поиском необходимых иконографических материалов, которые дополняют имеющиеся сведения и позволяют корректировать в процессе работ проектную документацию, подготовленную еще в 1980-х годах. В нашем распоряжении – акварели Эдуарда Гау и Луиджи Премацци, автохромы Андрея Зееста, фиксирующие сохранившиеся с екатерининских времен детали отделки и привнесенные позднее элементы убранства, а также довоенные зарисовки и фотографии», – рассказали в музее.
Графические источники, позволяющие уточнить конфигурацию и цвет деталей убранства царскосельских интерьеров, обнаружили в книгах из библиотеки французского института.
«Для нас важна возможность сопоставления колористического решения проектов Камерона с графическими листами из альбома, на которых показан принцип цветового решения плафонов известных римских памятников древности – виллы Адриана, Нерона, терм Тита и других. Кроме того, гравюры позволили выявить аналоги сюжетных и орнаментальных композиций, включенных придворным архитектором в декор комнат Екатерины II. Это очень ценно, поскольку некоторые из декоративных элементов почти не просматриваются на довоенных фотографиях», – пояснили в музее.