Яндекс.Метрика
  • Борис Бауман

Александр Запесоцкий: «Актера Михаила Ефремова – в ректоры?»

В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов поделились своим мнением по поводу конфликта, который произошел между вузом и группой студентов третьего курса кафедры актерского мастерства факультета искусств. За что решили отчислить учащихся?

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) давно известен строгостью и качеством системы образования, на чем основаны стопроцентное трудоустройство выпускников и их карьерный рост, рассказывают в СПбГУП. При этом огромный конкурс и соответствующие баллы ЕГЭ абитуриентов все же не являются гарантией соответствия поступивших требованиям вуза, из-за чего СПбГУП закладывает плановый отсев. Примерно десяти процентам первокурсников в течение года предлагается перевестись в другие вузы.

Однако в этом году произошло редкое событие для истории высшей школы страны – из вуза отчисляют целую группу студентов, актеров, обучающихся на третьем курсе. Конфликт Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов и этой группы студентов длится уже больше месяца и превратился в интригу.

В вузе поделились с «Петербургским дневником» своим взглядом на происходящее.

Что произошло

Владимир Триодин, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга: «На первый взгляд все просто. Эпидемия на год оторвала студентов от университета. В это время руководитель одного из актерских курсов организовал поборы со своих подопечных на очное проведение подпольных занятий.

Преподавателя уволили, деканату и кафедре предложили провести со студентами воспитательную работу. Признай студенты ошибку – на этом все бы и закончилось. Но они подверглись серьезному давлению извне – со стороны бывшего педагога, собственных родителей, санкционировавших взрослым детям платные подпольные занятия, и некоторых СМИ, похоже, выдавливающих из студентов компромат на вуз».

Валентин Сошников, заведующий кафедрой режиссуры мультимедиа, профессор, режиссер высшей категории, заслуженный работник культуры РФ: «Наша кафедра первой потребовала отчисления виновных. Они выложили в Интернет кадры «падения в обморок» соученицы, якобы пострадавшей от «жестокостей» вуза. Очевидная постановка – обморок, непрофессионально сыгранный и непрофессионально снятый, – это подлость, за которую надо отчислять без разговоров.

Нас поддержали и коллеги с кафедры режиссуры и актерского мастерства, и сторонние эксперты высшей квалификации. Далее мы посмотрели съемки камер вузовской службы безопасности. Там четко видно, как дилетанты-кинематографисты готовятся к съемке «обморока» за несколько минут до выхода героини из ректората».

Григорий Бирженюк, заведующий кафедрой конфликтологии, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга: «Я работал в спасательных службах. Видел массу обмороков. Тут обсуждать нечего. При настоящем обмороке отключается тело, человек оседает и рушится, как мешок с костями. Он не способен думать, куда упасть. Когда мозг не отключается, человек падает так, чтобы не удариться, что студентка и делала дважды, подгибая ноги и прислоняясь к соучастникам. Рефлексы не обманешь».

Олег Солод, доцент СПбГУП, кандидат химических наук, драматург, член Союза писателей Санкт-Петербурга: «Меня поразил ужасающий цинизм постановочной съемки. Не знаю, что аморальнее: снимать, понимая, что это фейк, с целью оклеветать свой вуз, или бежать с айфоном, чтобы заснять беспомощную, потерявшую сознание соученицу, чтобы тут же выложить кадры «сенсации» в Интернет? А что с совестью у человека, который, изображая сострадание, призывает соученицу очнуться и видит при этом, что она вполне себе в сознании? Таких «кинематографистов» нужно отчислять за аморальное поведение в любом случае».

Светлана Соколова, декан факультета искусств, кандидат культурологии, почетный работник высшего профессионального образования РФ: «В момент публикации фейкового обморока они еще и ложный вызов полиции устроили – якобы их насильно удерживали в ректорате. Теперь признались, что этого не было. А упавшая в «обморок», заявлявшая о сердечном приступе, теперь говорит, что и приступа не было. Еще бы – вызванная ректором скорая помощь ничего подобного не установила. Просто на всякий случай девушку на носилках пронесли в скорую на экспресс-обследование.

После этой клоунады мы с коллегами в группу поговорить пришли. Так ребята, закусив удила, нам обструкцию устроили: хамство, оскорбительные выкрики, демонстрация ненависти. И за что? Мы-то всегда с ними были доброжелательны, корректны. Это влияние руководителя курса».

Превратились в секту

Евгений Александров, профессор СПбГУП, ведущий актер театра «Буфф», заслуженный артист России: «Когда они были еще на первом курсе, я замечал поведенческие странности. Они позиционировали себя как особая группа, не такая, как все. Было в этом что-то мутное, нездоровое. Уже тогда напрашивалось слово «секта».

Дженни Катышева, профессор СПбГУП, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ: «Валентин Глебович (Левицкий – Ред.) был назначен руководителем курса как ученик великого Зиновия Корогодского, способный реализовать утвержденные кафедрой методики преподавания, которые мы вместе с Зиновием Яковлевичем создавали. Но потом оказалось, что он самовольно перешел на собственные разработки в русле постмодернистского западноевропейского театра. Это совершенно иная творческая школа, иное видение мира, которое имеет мало общего с традициями российского театрального искусства.

Не удивлюсь, если эти изыски были представлены Левицким как будущее мирового театра, как открывающиеся перед нашими ребятами ворота в Западную Европу. Скорее всего, отсюда и противопоставление студентами себя всему остальному факультету искусств, университету, ориентирующему студентов на работу в России. К сожалению, в период, когда свирепствовала эпидемия и все сидели по домам, нам, кафедре, заметить это не удалось».

Владимир Триодин: «Я пришел в наш вуз в 1969 году, таких студентов не видел никогда – с отключенным разумом, твердящих странные, одинаковые для всех мантры. Очевидно, имело место внешнее управление, превратившее нормальную группу, по сути, в секту. Откройте любой учебник социологии – найдете классическое описание: наделение особыми свойствами лидера, фанатичные адепты, иерархическая структура, особые групповые ценности, противопоставляемые общепринятым, разделение мира на своих и чужих и т. д.

На определенном этапе секта начинает собирать деньги своему вождю. Когда ею заинтересуются правоохранительные органы – ведет себя по законам круговой поруки, как криминальная группировка. Нормальные, здравомыслящие люди подчиняются, верховодят обезумевшие приверженцы главаря. Все это мы здесь и увидели».

Без взаимопонимания

Григорий Бирженюк: «Есть три особенности конфликта между вузом и этими студентами. Первая – абсолютно разное понимание сторонами таких базовых категорий, как права и обязанности. Вуз видит права и свободы студентов в балансе с их обязанностями и ответственностью, балансе, задаваемом законами страны, уставом вуза, договором между вузом и студентом. Свобода в нашем понимании имеет рамки, определяемые нашими общими ценностями, принципами, традициями и еще многим, на чем зиждется успех Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

Для данных студентов свобода – это воля, не ограниченная ничем. Ни нравственностью, ни порядочностью, ни совестью. Их свобода – возможность делать, что хочется. А хочется то, что им выгодно. Выгодно подписать договор – подпишу. Потом невыгодно – скажу, что не помню, что именно подписал. И не буду выполнять. Да еще на маму сошлюсь, которая разрешила не помнить, на адвоката, который не помнить посоветовал. Они присвоили себе свободу лгать, провоцировать, оскорблять педагогов. Но мы в этом случае можем предоставить им только свободу покинуть университет.

Второе – вуз занимает рациональную позицию, основанную на смысле, логике, правовых категориях, закрепленных в соответствующих документах. У студентов группы эмоциональный подход. Они все время пытаются здравый смысл заменить эмоциями.

И третье, что делает невозможными дальнейшие отношения этих студентов с вузом: мы реализуем стратегию сотрудничества с ними, а они – стратегию борьбы с нами. Ну и какая у них может быть победа в борьбе с вузом? Нас теперь кто-то заставит их учить? Но в СПбГУП с ними никто и разговаривать больше не хочет».

Александр Запесоцкий, ректор СПбГУП, член-корреспондент РАН, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный артист РФ, доктор культурологии, профессор, лауреат премии правительства РФ: «Известные нам добрые люди действительно убедили студентов, что если устроить жуткий скандал и шум, то все руководство вуза с работы снимут. К нам поступили из различных инстанций 104 жалобы студентов и их родителей, написанные под копирку. Там даже есть обращения юношей, написанные от имени женского пола. Борцы с вузом подписывали их не глядя.

Вижу, для них идеальным ректором был бы знаменитый артист Михаил Ефремов. Только он сейчас занят в другом университете, в Белгородской области… (отбывает срок за смертельное ДТП – Ред.).

Университеты готовят элиту общества. А общество со всех сторон атакует студентов массовой культурой, где стерлась разница между добром и злом. Молодежи навязывается ложное понимание свободы как аморальности и безответственности. Мы в СПбГУП будем этому гниению решительно противостоять».

Закрыть