Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Вернули с того света: врачи спасли петербуржца с 96-процентным поражением легких

В «Ленэкспо» мужчина провел в общей сложности 48 дней
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Антон Молодцов (имя изменено. – Ред.) попал в отделение реанимации с синдромом цитокинового шторма – опаснейшей реакции иммунной системы на коронавирус. Она приводит к поражению многих органов, в том числе легких, печени и почек. Итогом стремительного развития болезни часто становится смерть. У 34-летнего специалиста IT-сферы было диагностировано 96-процентное поражение легких. Но ему повезло. Бригада врачей «Ленэкспо» без промедления начала терапию по протоколу лечения, отработанному на больных с тяжелым поражением легких. За все время работы пятого павильона в отделении реанимации №7 прошли лечение 446 человек. Только в октябре врачам удалось спасти 48 пациентов с КТ-3 и КТ-4 (поражение легких с 50-75 процентами и выше).

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Может захлопнуться последняя альвеола

«Мы вводили моноклональные антитела, проводили инфузионную терапию. Лечение тяжелых состояний – наша профессия. Изменился возбудитель, течение, но с тяжелым поражением легких реаниматологи работали и раньше, с аппаратами ИВЛ работали тоже раньше, интенсивную терапию проводили, – рассказал заведующий отделением реанимации интенсивной терапии Сергей Винников. – Иногда приходится действовать на опережение, и полученные впоследствии анализы только подтверждают наши догадки».

Как показала медицинская практика, случаи почти 100-процентного поражения легких при коронавирусе – не редкость. В отделении реанимации таких пациентов почти половина. Врачей удивляет возраст людей на больничной койке, большинству из которых от 30 до 40 лет, и молниеносное течение заболевания.

«Сейчас в отделении лежат девушки 33 и 34 лет с 78-процентным и 92-процентным поражением легких соответственно, есть также один пациент 58 лет, у него 100-процентное поражение, – рассказал реаниматолог. – Он поступил с 25-процентным поражением легких и буквально через два дня его состояние ухудшилось до 100 процентов, такого диагноза я ещё не видел, обычно его пишут в посмертном эпикризе. При этом мужчина в сознании, дышит кислородом, у него нормальные показатели давления, но что будет завтра, не известно – иногда в течение часа может захлопнуться последняя альвеола».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Почти как в «Докторе Хаусе»

Бывают случаи, когда врач побеждает ковид, а пациент все равно умирает. Такое происходит при присоединении вторичной инфекции, против которой бессильны многие лекарства. Этот фактор сдерживает прогресс, достигнутый врачами в лечении болезни. Антон не стал исключением. После поправки ему внезапно стало хуже. Неврологи, кардиологи, терапевты и даже психолог временного госпиталя ежедневно обсуждали состояние больного и предлагали разные форматы лечения. В итоге мужчине стало лучше. В общей сложности в реанимации он провел 21 день. И ещё почти столько же в отделении.

«Успех во многом зависит от взаимодействия специалистов разных подразделений: санитарок, медсестер, врачей, почти как в «Докторе Хаусе», – призналась заведующая 41 инфекционным отделением Дарья Абель. – В случае с нашим пациентом мы часто консультировались с клиническим фармакологом, в медицине всегда есть варианты, что и как делать, специалисты собираются вместе и приходят к общим выводам. По поводу Антона мы консультировались каждый день, по каждому состоянию».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Как один механизм

Сразу после перевода из реанимации в отделение нужно было как можно скорее увеличивать двигательную активность. Самостоятельно ему было это делать тяжело, мужчина мог пройти только несколько шагов, после чего у него уменьшалась сатурация (насыщение крови кислородом. – Ред.), появлялась одышка, рассказал инструктор-методист ЛФК Александр Абель.

«Прогресс появился, когда он начал ходить по лестнице вверх-вниз, всё это время мы внимательно отслеживали давление, сатурацию, ходили за ним по пятам, чтобы контролировать состояние, – отметил Абель. – Мужчина делал гимнастику, различные физические упражнения и постепенно дошел до состояния, когда его можно было выписывать домой. Он пообещал нам не прекращать занятия и вернуться на реабилитацию».

Большую помощь оказали медсестры и санитарки, которые уже через пять дней вымыли мужчине голову, регулярно брили его и ухаживали. Однажды на его столе появилась книга. Внимательные врачи обратились к сестре с просьбой принести что-нибудь из дома. Вскоре мужчину увидели за чтением любимого писателя Рэя Брэдбери.

Случай с Антоном – уникальный. Потому что все работали как единый механизм, а позитивное мышление самого пациента стало дополнительным фактором выздоровления, считает клинический психолог Юлия Мохова.

«Парень был настолько замотивирован поправиться, что не было ни дня, чтобы он опустил руки и сдался. Это тот случай, когда психологу делать было нечего, – смеётся специалист. – Потому что хороший настрой, выполнение рекомендаций лечащих врачей и сохранение душевного спокойствия – важнейшие факторы выздоровления».