
Разгонный пирог на свадьбе и петух в благодарность за исцеление: в Петербурге рассказали о пище богов и людей

Едва ли кто поспорит с тем, что трапеза – одна из важнейших составляющих жизни человека. Однако и для культуры она представляет собой весьма многозначное явление, о самых важных аспектах которого и рассказывает новая выставка.
Верность традициям
Посетителей Музея истории религии встретят два больших раздела, посвященных трапезе. Один рассказывает о пище богов, другой – о пище людей. И какой из них важнее, сказать не решится даже автор и куратор выставки Елизавета Брук.
«На первый взгляд, эти разделы могут показаться очень разными. На самом деле они рассказывают об одном и том же. Точнее, о том, как человек воспринимает пищу и в отношении себя, и в отношении богов», – объясняет специалист. И иллюстрирует это примерами.
Так, одна из древнейших форм медиации между божественным и человеческим – это жертва богам. Например, в античности Венере приносили в жертву голубей, потому что они считались ее птицами. А жертвенным животным Асклепия (бога медицины) был петух. Именно его в благодарность за выздоровление приносили в жертву исцелённые.
В архаических и традиционных обществах считалось, что ритуальное убийство медведя и затем употребление в пищу мяса этого животного позволяют человеку приобщиться к его силе. Пример тому – медвежий праздник у народов Сибири и Дальнего Востока.
В исламе традиция совершения жертвоприношений сохраняется до сих пор. Наиболее известным является удхия на праздник Курбан-байрама. Оно совершается в память о готовности пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына, который в последний момент по воле Аллаха был заменен на барана. Поэтому в качестве жертвы на празднике выступает баран, верблюд или корова.
Со временем назначение жертвоприношения меняется. Оно совершается в подкрепление просьбы человека к божеству, что находит выражение в формуле «Do, ut des» (с латинского – «даю, чтобы ты дал»).
Всего на выставке представлено более 120 экспонатов, рассказывающих о мистериальных культах и жертвоприношениях, храмовой пудже («уважение», «поклонение») в Индии, подношениях в буддизме, а также ритуальной символике чайной церемонии в Китае.
Символ воскресения
Каждый период жизни человека, будь то рождение, вступление в брак или смерть, тоже сопровождается определенной трапезой. Например, у славянских народов при обряде наречения имени и крещении главной ритуальной едой была каша как символ изобилия и плодородия.
Важное значение имело яйцо как универсальный символ зарождения жизни. Оно присутствовало даже на поминках, где выступало в качестве пожелания покойнику вечной жизни, а на Пасху – как универсальный символ воскресения.
«В деревнях на Пасху было принято катать по земле крашеные яйца или закапывать их в нее, чтобы получить хороший урожай», – рассказала Елизавета Брук.
И, конечно, нельзя забывать о хлебе, пирогах и блинах, также являющихся символами жизни и изобилия. Например, на свадьбу пекли пироги-воздушники, которые прятали за пазухой и съедали уже после брачного обряда, что должно было обеспечить молодоженам дружное проживание. А так называемый «разгонный» пирог сигнализировал о том, что гостям пора и честь знать.
На выставке посетители увидят традиционные пасхальные яйца из папье-маше, формы для пасхи, другую утварь. Еще глубже погрузиться в приятную каждому атмосферу трапезы позволят картины русских художников: «Сватание в Малороссии» Николая Цимбалистова, «Смотрины» Николая Неврева, «Крестный ход» Сергея Милорадовича, а также уникальный барельеф работы Марка Антокольского.
Мед да пиво пил
Наверняка не останется без внимания и экспозиция, посвященная виноделию и пивоварению. И тот, и другой напиток имели большое значение, так как ими обеззараживали воду, которую не принято было кипятить.
В эпоху Средневековья центрами изготовления пива были монастыри, что послужило поводом для создания сатирических произведений о монахах- пивоварах. Это ситуация нашла отражение в творчестве немецкого художника Эдуарда фон Грютцнера, который с юмором рассказал о веселой жизни баварских монахах-пивоварах. Его гравюры также представлены в экспозиции. Кроме того, там можно увидеть и высокие пивные кружки с крышкой, которые обычно украшались сюжетами и орнаментами или вообще были выполнены в форме фигуры монаха.
А вот о том, как воспринимал трапезу простой народ, рассказывает раздел, посвященный русской сатире. Здесь представлены народные картинки – лубки, порой моралистического содержания. Например, из Франции в России перекочевал образ Гаргантюа, который здесь получил имя Славного Объедалы и Опивалы. На выставке можно увидеть картину с изображением трапезы благочестивых, окруженных ангелами, и нечестивых, подстрекаемых демонами.
Но особенно популярной в 17-м веке была «Повесть о бражнике», точная копия которой представлена в экспозиции. В книге рассказывается о том, что ее главный герой никогда не отказывал себе в возлияниях, но при этом не забывал прославлять бога. Когда же он умер и подошел к воротам рая, пускать его туда не хотели. Бражник не растерялся и стал припоминать стражникам их собственные прегрешения. Ответить им было нечем, и бражника пустили-таки в рай.
А еще на выставке «Пища людей, пища богов» обязательно напомнят о том, что преломленный за совместной трапезой хлеб делает людей дружелюбнее и объединяет их.