Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Уникальные материалы о ГУЛАГе стали доступны для обозрения

Выставка открылась в Государственном музее политической истории России

«Единственный защитник заключенного…» – так называется выставка, которая открылась в Государственном музее политической истории России. Она посвящена судьбам врачей-узников ГУЛАГа и приурочена ко Дню жертв политических репрессий (30 октября).

Прямая цитата из книги Варлама Шаламова «Красный крест» была выбрана для названия представленной экспозиции совсем не случайно.

Остаться человеком

Должность лагерного медика среди заключенных ГУЛАГа считалась своего рода привилегией – она была каким-никаким, но шансом на выживание. Сами же врачи, многие из которых были осуждены по печально знаменитой «контрреволюционной» 58 статье, эти привилегии использовали совсем не для своего блага: они, рискуя собой, спасали собратьев по несчастью, самоотверженно выполняя свой профессиональный долг. Стационары и больницы были последними прибежищами для заключенных, которые только там могли встретить к себе доброе отношение и получить помощь. Более того, медики старались обустроить еще и лагерный быт, давая возможность людям, приближавшимся к последней черте, не терять человеческий облик.

Основой выставки являются документы, фотографии и личные вещи из архива лагерного врача Андрея Максимовича Пантюхова. Их передала в прошлом году в дар музею Юлия Кантор, доктор исторических наук, заместитель директора по внешним связям Санкт-Петербургского института истории РАН. Именно этому доктору был обязан жизнью Варлам Шаламов, умиравший на Колыме от истощения и непосильной работы. И именно эти же материалы послужили заодно и толчком к раскрытию никогда ранее не поднимавшейся среди историков темы.

А ведь среди отбывавших заключение были настоящие светила медицины. Такие, например, как Владимир Мохнач, который в лагерных условиях изобрел препарат «Йодинол» с антибактериальным и противовирусным эффектом, и Лев Зильбер, разработавший лекарство от энцефалита, и выдающийся хирург, архиепископ Симферопольский и Крымский Лука Войно-Ясенецкий, причисленный ныне к лику святых (кстати, о содержании его проповедей, которые он не оставлял и в заключении, известно лишь из… доносов в особый отдел лагеря).

Рецепт выздоровления

Но подавляющее число имен рядовых медиков-узников было до недавних времен скрыто под спудом истории.

«Когда мы стали работать с материалами Пантюхова, то вышли на другие документы и сохранившиеся воспоминания бывших заключенных ГУЛАГа, – делится Маргарита Самойлова, куратор выставки. – И были просто поражены тем, сколько же, оказывается, было таких самоотверженных людей, не изменивших даже в ужасных условиях лагерей клятве Гиппократа. Сколько еще имен нам надо воскресить! Эта работа будет продолжаться».

А заодно будет идти и дальнейшее изучение работы санитарной службы ГУЛАГа.

На выставке представлены не только уникальные документы, среди которых, к примеру, фрагмент рукописи «Колымских рассказов» Шаламова и выполненный карандашом портрет Войно-Ясенецкого, который сделал с натуры 14-летний сын одного из врачей, оперировавшего вместе со Святителем. Можно увидеть и личные вещи врачей-узников, а также медицинские инструменты 1930-1950-х годов.

«Главная мысль этой выставки заключается в том, что у врача и у историка много общего, – считает Юлия Кантор, доктор исторических наук, заместитель директора по внешним связям Санкт-Петербургского института истории. – Ведь многие социальные и физические болезни лечатся через боль. В данном случае память о ГУЛАГе, о жертвах и о их палачах очень болезненна. Но это та боль, которая приводит к выздоровлению общества. Если оно потеряет память, оно станет неизлечимо больным».