Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Онемела рука, перекосился рот – немедленно к врачу

29 октября – День борьбы с инсультом
Онемела рука, перекосился рот — немедленно к врачу Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В 2020 году в Петербурге промедление с вызовом врача при первых признаках инсульта увеличило смертность от этого заболевания на 40 процентов. Пациенты боятся заразиться коронавирусом при попадании в стационары и остаются без медицинской помощи.

Юрию Васильевичу 72 года, сейчас он восстанавливается от перенесенного инсульта в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе. Ему, можно сказать, повезло: при первых признаках неладного (повисла рука во время утреннего бритья, частично отнялась речь) он успел сообщить жене. Скорая помощь приехала быстро, причем вместе с МЧС – ее сотрудники донесли пациента до машины, в карете скорой начали делать необходимые манипуляции и довезли до Института скорой помощи, где его уже ждали. Оперативно обследовали, сделали ангиографию, КТ, и уже через 1,5 часа к мужчине вернулась речь и способность двигать онемевшей рукой. Но так бывает, увы, не всегда.

Шанс выжить

Главный невролог Санкт-Петербурга, заместитель директора по научной работе НИИ скорой помощи им. Джанелидзе Игорь Вознюк рассказывает, что пандемия фактически разрушила годами создававшуюся и уже отлаженную систему помощи людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

«В 2011-2012 годах, когда стартовала масштабная программа помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, число умерших среди перенесших инсульт было 26 на 100 тысяч населения, а на декабрь 2019 года – меньше 16. До запуска системы в первые сутки умирало 7 процентов заболевших, а за эти годы мы смогли довести суточную летальность до 1,5-1 процента. Сократилось время доставки, больные научились раньше обращаться, была хорошо развита высокотехнологичная помощь. Пандемия нарушила все созданное», – говорит Игорь Вознюк.

За почти два пандемийных года врачи отмечают сохраняющуюся тенденцию к сокращению общего числа поступивших в стационары. Но не потому, что их стало меньше на территории Петербурга. Определенная часть пациентов относятся к госпитализации спокойнее и стараются переждать дома, не получая специализированного лечения. Людей пугает вероятность дополнительно заразиться COVID-19. Это привело к тому, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом поступивших в стационары и обратившихся с подозрением на инсульт стало на 3,5-4 тысячи человек меньше.

«Мы надеялись, что уже добились того, к чему шли, – чтобы больной поступил на койку не больше чем через 4,5 часа после первых симптомов. Но сейчас есть больные, которые поступают в стационар, обратившись за помощью через 5-10 дней, через две недели после появления первых симптомов», – говорит главный невролог города.

По словам Игоря Вознюка, поменялась и структура обращений. Все больше поступает тяжелых и крайне тяжелых больных, увеличивается смертность.

«Людей, умерших, потому что остались дома, стало на 40 процентов больше, чем в 2019 году. До пандемии таких было около 800-1500 человек, сейчас около 4000. И получается, что попытка остаться дома и спастись от коронавируса приводит к тому, что они попадают в более грозную ситуацию. Неоказание помощи при инсульте обращается тяжелой инвалидностью или гибелью дома», – говорит главный невролог Петербурга.

В условно неинфекционных стационарах, к которым относится и Институт скорой помощи, действительно есть вероятность подцепить коронавирус. Но риск погибнуть от него и от уже развившегося инсульта значительно меньше, чем просто остаться дома с инсультом и ждать смерти или инвалидизации.

«Если взять в соотношении инсульт и COVID или инсульт без COVID, то по итогам 2020 года из 18,5 тысячи пациентов с инсультом примерно 7,5 тысячи перенесли коронавирусную инфекцию. Поэтому мы прежде всего хотим донести, что оставшись дома и гипотетически не попав в красную зону, эти люди не остаются в безопасности, они попадают на еще более опасную территорию. Тяжесть и гибель от инсульта существенно превышает тяжесть последствий и гибели от COVID как такого. У нас есть подготовленная база с интенсивной терапией, с реанимацией. Могло бы быть спасено огромное количество людей с инсультами, если бы люди вовремя обращались», – говорит Игорь Вознюк.

Опасный сезон

Сейчас осень – холодное, влажное время, в атмосфере кислорода меньше, поэтому люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями попадают в зону большого риска. Самый высокий пик заболеваемости в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе – конец октября, ноябрь, начало декабря. Второй пик приходится на весну – те же климатические условия.

«К сожалению, особенность заболевания такова, что в подавляющем числе случаев в ближайшие часы или сутки нарастают признаки нарушения мозгового кровообращения, разрушений мозгового вещества становится больше, и функциональней они гораздо тяжелее. Люди, поступающие в стационар на 7-14-й день, когда есть развернутая клиника заболевания и осложнения, с параличом, нарушением сознания, оказываются более тяжелыми в стационарном звене, больше когорта умерших», – констатирует врач.

Сейчас 100 процентов поступивших с подозрением на инсульт пациентов попадают сразу в реанимацию. Врачи стараются отслеживать и не допустить повторный инсульт, от которого смертность гораздо выше. Так, количество умерших в 2019 году при первичном инсульте было меньше 16 процентов, а при повторном – от 35 до 75 процентов. Поэтому правильно выстроенная вторичная профилактика в зависимости от фактора, который вызвал первый инсульт, дает гарантию, что снова этот кошмар не повторится.

«Больному остается приверженность назначенному лечению. Сейчас действует программа бесплатной выдачи лекарств больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, она будет закрывать потребность в терапии на 24 месяца. Но нам, врачам, нужно сотрудничество с пациентами. Нужен ответ и адекватная реакция от больных», – говорит главный невролог Петербурга Игорь Вознюк.

Фото: «Петербургский дневник»