Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Доктор, у меня «это»: как поликлиники дают медотводы от вакцинации

Не желающие вакцинироваться и действительно имеющие противопоказания к вакцинации петербуржцы устремились в поликлиники за медотводами. Насколько реально их получить как больному, так и симулянту?
Фото: Александр Глуз\ «Петербургский дневник»

Медицинский отвод – это временный или полный отказ от проведения вакцинации в связи с имеющимися медицинскими противопоказаниями. Перечень противопоказаний очерчен в официальных документах, которые, с учетом ситуации по COVID-19, подкреплены письмом Минздрава России.

Так, в случае определения у пациента временных противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 справка выдается сроком до 30 дней с последующей консультацией у врача-специалиста, выдавшего справку. Связь между заболеванием пациента, наличием противопоказаний и их сроком зависит также от конкретной вакцины. Есть и постоянные противопоказания – как правило, это тяжелые аллергические реакции в анамнезе.

С полным списком противопоказаний можно ознакомиться на официальных сайтах учреждений, например на сайте Комитета по здравоохранению. Однако врачи на местах говорят, что официальные документы не учитывают многочисленные тонкости оформления таких медотводов.

«И ругань, и слезы, и угрозы»

Поликлиника №122 Петродворцового района – одна из самых больших в городе. Она объединяет Стрельну, Петергоф и Ломоносов, в целом поликлиника обслуживает более 70 тысяч человек – целый город.

Главный врач поликлиники Елена Литвинова рассказала «Петербургскому дневнику», что за справками о медотводе пациенты приходят ежедневно.

«Все, кто не хочет прививаться, все очень хотят получить эту справку по любому поводу. Причем каждый имеет свой взгляд на ту или иную медицинскую проблему с позиций изучения Интернета и каждый подгоняет свою проблему под медотвод. Однако по факту вопрос решается на месте. Если это обострение хронического заболевания, острое заболевание, ОРВИ, то, как правило, справка дается на месяц. Если речь идет о большем сроке, то вопрос решает иммунологическая комиссия, которая должна быть в любой поликлинике. Она состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента, в электронном виде справки не выдаются», – рассказала Елена Литвинова.

По словам руководителя, основной вопрос тут в том, что пациент, как правило, настаивает – он уверен, что ему это положено. Но если по факту никаких показаний к такому медотводу нет, то справку никто не даст. И в результате врачи получают по полной программе: скандалы, жалобы, истерики.

«Получается, все знают, как надо действовать, при этом не имея соответствующего образования. Как только запретили походы в ТРЦ, кинотеатры и магазины, все спохватились, что надо получить справку или пойти вакцинироваться. Жаль, что наше самосознание зависит от запрета на увеселительные мероприятия и от проходной «корочки» в торговый комплекс», – сожалеет доктор.

Что касается жалоб и протестов, то врачи стараются сгладить конфликтные ситуации и разъяснять причины, например, отказов.

«У нас каждый руководитель решает вопрос в положенном законом русле. Стараемся решить ситуацию на местах: мы же врачи, мы проходили психологию, мы понимаем, что люди приходят с проблемой. Есть реальные противопоказания. Но многие приходят и с надуманными причинами, почему-то считая, что они знают о медицине больше врачей. Никого не хочу обидеть, но последнее слово в данном случае остается за тем, кто несет ответственность за то или иное действие, – за врачом. Учитывая уже четвертую волну, мы накопили определенный опыт, это уже не та новая страшная болезнь, мы умеем с ней бороться. Знаем, на каком этапе госпитализировать, а когда можно оставить дома. Мы продвинулись в знаниях по этой «заразе». Да и по всему остальному тоже», – говорит Елена Литвинова.

По словам медиков, реально больных среди тех, кто приходит за медотводом, может быть, один из сотни. Приходят пациенты с легкой аллергией на кистях рук, с каким-нибудь обмороком в далеком детстве от укола, с обычным насморком, требуя при этом постоянный медотвод.

«Выдача справки о медотводе без оснований – это остается на совести доктора. По большому счету, надо ориентироваться на четкие правила, когда можно давать медотвод. И профессиональный врач сделает так, как это положено для каждого конкретного пациента», – говорит главный врач 122-й поликлиники.

Ответственность – на враче

Главный врач поликлиники №77 Невского района Елена Габриелова говорит, что зачастую ответственные врачи сами дают медотводы от прививки, если у пациента повышенное давление или признаки ОРВИ, например. Но этот медотвод будет временным – до улучшения состояния. А вот медотводы, которых настоятельно требуют пациенты, сейчас получить крайне сложно.

«Если у пациента тяжелое заболевание и он приносит от узкого специалиста – например, ревматолога или эндокринолога – справку, что болезнь находится в стадии обострения, то собирается медкомиссия, проводит заседание и дает медотвод на короткое время, чтобы пациент мог пройти лечение. Постоянные медотводы не даются практически никому», – уточнила Елена Габриелова.

Тяжелые аллергические реакции на компоненты вакцин с анафилактическим шоком, формально считающиеся абсолютным противопоказанием, тоже должны быть доказаны. Причем необходимо указать, на какие компоненты вакцины. А это сделать может только серьезный специалист – аллерголог. Причем и такая справка не будет вечной, ведь вакцины меняются, и если даже есть медотвод от условного «Спутника», то не факт, что это сработает для другой вакцины.

«Если человек приходит со справкой от аллерголога, то мы можем дать по решению врачебной комиссии медотвод – но тоже не навсегда, а на какой-то срок. Никто не напишет, что пациенту противопоказано проведение вакцинации. Только на время лечения может быть медотвод – на полгода, год. Может, появится новая вакцина, и мы не можем окончательно и бесповоротно дать медотвод», – рассуждает главный врач.

Она говорит, что поток желающих получить медотвод был в самом начале кампании по вакцинации, сейчас таких людей меньше. Наоборот – большинство хотят вакцинироваться, но просят определенные вакцины, которые не всегда есть в наличии.

«Надо прививаться»

«Почему-то, когда люди стоят в пробке на улице, они редко скандалят и жалуются. А сейчас, когда все пошли на вакцинацию, начинается возмущение. А ведь у нас сейчас в поликлиниках то же самое «бутылочное горлышко». Любое амбулаторно-поликлиническое звено не может одномоментно увеличиться, у нас определенные возможности – и пропускные, и возможности персонала, и количество вакцин. Несмотря на полную загруженность, работаем с полной отдачей. Конечно, хотелось бы какого-то понимания от пациентов», – говорит Елена Литвинова из 122-й поликлиники.

Елена Габриелова из поликлиники №77 просит о том же. «Надо прививаться – другого выхода нет. Никакой медотвод не защитит от COVID-19», – считает главный врач.

Закрыть