«Вакцинация должна проводиться среди всех возрастных групп»: врач-эпидемиолог – о прививках для детей, обязательной вакцинации от коронавируса и новых ограничениях
Мир приспособился к новым обстоятельствам
– Юлия Александровна, мы живем в условиях пандемии полтора года. На каком этапе отношения к происходящему находится наше общество – отрицания, гнева, торга, депрессии или принятия?
– За последние полтора года мир утратил ощущение стабильности и безопасности. Мы прошли через четыре стадии и находимся на пятой – принятия неизбежного. В марте прошлого года были паника, гнев, страх, сейчас эти чувства притупились. Люди приспосабливаются к новым обстоятельствам. Можно сказать, что они адаптировались к происходящему.
– Вам с какими пациентами чаще всего приходится сталкиваться?
– К сожалению, наше население больше доверяет страшилкам о последствиях вакцинации, рассказанным соседями или знакомыми, чем квалифицированным специалистам. Многие считают, что их это точно не коснется, и инфекция пройдёт мимо, но, к сожалению, никто от этого не застрахован. К нам в основном поступают пациенты, которые не прошли вакцинацию либо прошли неполный её курс. Иммунитет у таких людей ещё не успел выработаться. По опыту могу сказать, что вакцинация спасает. В моей семье все сделали прививку. У моих родителей, которым больше 65 лет, не было сомнений, потому что они знали, что происходит, и, когда началась массовая вакцинация, они пошли и привились.
– Как отличается течение болезни тех, кто вакцинировался, от тех пациентов, кто по каким-то причинам этого не сделал?
– У людей, которые прошли полный курс вакцинации, практически никогда не бывает тяжелого течения заболевания, всё переносится в легкой форме: либо невыраженные катаральные проявления, незначительный подъем температуры, который проходит через несколько дней. Практически все пациенты, которые находятся у нас в отделении реанимации с тяжелым течением, – невакцинированные. Они либо откладывали на потом, либо сомневались и надеялись, что не заболеют.
– Владимир Путин выступил против обязательной вакцинации от коронавируса. По его мнению, люди могут обойти навязанные им решения и покупать справки. Как вы относитесь к обязательной вакцинации и как повысить доверие к этой процедуре?
– Вакцинация – единственный способ защитить себя и своих близких. Она не является щитом организма, но, если человек заразится, заболевание пройдет в более легкой форме. Глядя на всех пациентов, которые лежат в госпитале, в реанимации на ИВЛ, думаю, лучше пройти вакцинацию и отделаться легким течением.
Коронавирус с нами навсегда
– Кстати, почему ВОЗ задерживает сертификацию «Спутника V», которым привились миллионы людей по всему миру?
– Только Всемирная организация здравоохранения может ответить на этот вопрос. «Спутник V» – первая вакцина, зарегистрированная в России и в мире, её успешно используют десятки стран. Кроме того, она же и самая изученная. Как показал опыт её применения, она эффективна против всех штаммов, которые циркулируют. Считаю, что наша вакцина очень достойная.
– Как часто можно вакцинироваться? И что такое иммунный паралич, в каких случаях он возникает?
– Вакцинация от коронавирусной инфекции должна проводиться с такой же регулярностью, как и от вируса гриппа, то есть раз в год. Но учитывая, что сейчас крайне неблагополучная эпидситуация, Минздрав рекомендует проводить ревакцинацию раз в полгода для поддержания высокого титра антител. Люди, которые переболели или вакцинировались, могут через полгода спокойно пройти ревакцинацию. Сейчас появился «Спутник Лайт» – однокомпонентная вакцина, она отличный вариант после использования двухкомпонентного препарата. При этом ревакцинация в положенные сроки не вызывает иммунный паралич, а лишь усиливает ответ на отклик иммунной системы. При проведении иммунизации чаще раза в полгода наша иммунная система может истощиться, и организм просто не отреагирует на возбудителя инфекций.
– Советский Союз стал первой страной в мире, полностью победившей полиомиелит. Можно предположить подобный сценарий с коронавирусом?
– Надежда всегда есть, но думаю, что коронавирус будет циркулировать в популяции всегда. Так же, как и грипп. Здесь чистая эпидемиология: есть источник инфекции – больной человек, есть восприимчивый организм и воздушно-капельный путь передачи инфекции. Пока все эти механизмы взаимодействуют, вирус не прекратит циркулировать в популяции.
Новой жертвой могут стать дети
– По прогнозам, в ноябре-декабре начнут прививать детей: насколько это необходимо, учитывая, что, по оценке самих же медиков, они реже болеют, а смертельных случаев вообще единицы?
– Вирус постоянно мутирует, и нет гарантии того, что следующий штамм не выберет своей жертвой детское население. Поэтому считаю, что вакцинация должна проводиться среди всех возрастных групп без исключения.
– Какие-то медотводы у детей могут быть?
– Это может быть индивидуальная непереносимость, иммунодефицитные состояния. Каждый медицинский отвод должен быть правильно оформлен у специалиста с обоснованием невозможности проведения вакцинации. Вакцина проходит несколько этапов апробации и применяется только тогда, когда будет полностью изучена. В том числе изучены все противопоказания к ее применению.
– Власти большинства развитых стран начали прививать детей от коронавируса еще в июле. Как правило, вакцинация носит рекомендательный характер и распространяется только на подростков от 12 лет. А какие существуют показания для вакцинации детей?
– В принципе тут всё, как и у взрослого населения. Рекомендуется делать прививку людям с сахарным диабетом, заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой системы, с ожирением. Все эти люди попадают в группу риска с высокой вероятностью развития тяжелой формы новой коронавирусной инфекции. Вирус может усугубить хронические патологии у ребенка.
– И как реагировать родителям, если заболел ребенок?
– Первое и самое главное – не заниматься самолечением. При первых признаках ОРВИ необходимо сразу вызвать врача, не нужно ходить по больницам и перемещаться в общественном транспорте. Важно понимать, что только специалист может поставить правильный диагноз и назначить лечение или обследование.
Медицина идет в ногу с вирусом
– На днях стало известно о появлении нового штамма коронавируса AY.4.2, который является подвидом штамма «дельта». Что уже сейчас можно сказать о нём и как часто будет мутировать вирус?
– Коронавирус относится к группе РНК-вирусов и имеет уникальную специфическую последовательность РНК. Когда вирус реплицируется, то есть производит копии самого себя, он изменяется, происходит мутация. В результате появляются новые штаммы, они отличаются одной или несколькими мутациями от своего первоначального вируса. И чем больше вирус циркулирует в популяции, тем больше он мутирует. Что мы сейчас и наблюдаем.
В процессе появляются штаммы, которые более устойчивы к окружающей среде и лекарственным препаратам. Они становятся более заразными по сравнению со своим первоначальным штаммом. Весь этот процесс называется эволюция. И в настоящее время в мире циркулирует несколько штаммов: «альфа», впервые выявленный в Великобритании , «бета» из Южной Африки и «гамма» из Бразилии. И самый последний штамм – «дельта» из Индии. В октябре 2021 года был выявлен новый штамм индийского коронавируса AY.4.2, этот вирус примерно на 15 процентов заразнее своего предшественника. Впервые его выявили в Великобритании, однако есть случаи обнаружения его и в России.
Что о нем известно? Инкубационный период нового штамма сократился до 4-5 дней: в это время у человека наблюдается слабость, легкое недомогание, однако уже через несколько дней может развиться пневмония. Этим опасен новый штамм. Как показали некоторые исследования, «Спутник V» эффективен против индийского штамма, что ещё раз говорит о необходимости вакцинации.
– Есть британский штамм, африканский, индийский, а существует ли российский?
– Российский штамм есть, и он циркулирует на территории нашей страны. Но он не настолько агрессивный, как другие. Третья волна, как мы знаем, была вызвана появлением индийского штамма «дельта», сейчас он начинает доминировать как более агрессивный и устойчивый. Более слабые штаммы коронавируса быстро разрушаются на поверхности под воздействием ультрафиолета.
– Конечно, хочется понимать, как быстро будет поспевать за изменениями медицина? Насколько эффективны будут в этой связи вакцины?
– Медицина не стоит на месте. Как и вакцина гриппа, которая постоянно видоизменяется, вакцина против коронавирусной инфекции тоже будет настроена на то, чтобы включать антигены именно тех штаммов, которые будут циркулировать в данный период. Но важно понимать, что неспецифическая профилактика тоже важна, то есть использование средств индивидуальной защиты и самоизоляция.
– К вопросу о самоизоляции. Нужно ли тренировать иммунитет и выходить из дома или лучше отсидеться?
– Даже если человек получает малые дозы вируса, он инфицируется, и вирус в нем будет размножаться и выделяться в окружающую среду. А значит, всегда есть риск заразить родственников, близких и друзей. Пока человек не вакцинировался, самоизоляция – единственный способ избежать заражения и развития тяжелых форм заболевания.
Меры должны быть жесткими
– Власти каждого региона в зависимости от эпидситуации принимают решения о введении новых ограничительных мер. Петербург пошел по сценарию Москвы, которая вводит жесткие ограничительные меры. Насколько это логично и будут ли эти меры достаточными?
– Считаю, что власти поступают правильно, учитывая опять же отношение наших граждан к средствам индивидуальной защиты. К сожалению, они их почти не используют в общественных местах. Люди рассуждают так: я вакцинировался или переболел, маску можно не носить. Действительно, ограничение развлекательных мероприятий, самоизоляция в данный период – необходимые меры. Пройдёт немало времени, пока мы достигнем отметки в 80 процентов вакцинированных. Самоизоляция будет способствовать снижению распространения данного инфекционного заболевания.
– Когда, по вашему мнению, мы достигнем отметки в 80 процентов привитых?
– Всё зависит от нашего населения. У нас всё есть для того, чтобы люди шли и спокойно вакцинировались. Если они оценят правильно все риски, проявят сознательность, то в ближайшие месяцы мы достигнем этой отметки.
– Что может сделать каждый, чтобы мы скорее достигли нужного уровня?
– Соблюдать те рекомендации, которые дает Роспотребнадзор и Комитет по здравоохранению: использовать средства индивидуальной защиты. Маски в первую очередь. Их надо менять каждые два часа. Не стоит носить одну маску в течение суток или по несколько дней. Маска одноразовая, она эффективна в течение 2 часов. Человек дышит, выделяет капельки влаги, маска постепенно увлажняется и становится хорошей питательной средой для микроорганизмов. Они начинают интенсивно размножаться, и ткань становится проницаемой для окружающей среды. Вирусы через влажную маску легко проникают в дыхательные пути.
– У вас как у медика есть представление, какие ещё меры необходимо принять для ускорения процесса вакцинации?
– Меры должны быть жесткими. Может быть, стоило бы обратить внимание на людей, которые распространяют фейковые новости о вреде вакцинации и применить какие-то меры воздействия. Эффективной мерой можно считать QR-коды, их нужно использовать повсеместно: в кафе, ресторанах, бассейнах, ночных клубах, только тогда мы сможем победить инфекцию.