Современное искусство на библейский мотив: как живет Анненкирхе на Кирочной улице
– Евгений, в 2002 году в здании Анненкирхе произошел пожар. Внутреннее убранство до сих пор не восстановлено. Планируется ли его реставрация в ближайшее время?
– Сейчас идет работа над проектом реставрации, который в дальнейшем потребует согласования с городскими властями. Так, уже сейчас идет процесс согласования ремонта инженерных сетей с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Когда проект полностью будет готов, сказать трудно. Во-первых, это трудоемкая работа. Во-вторых, собрать средства на проект реставрации здания вполне реально, это подъемная сумма, а вот стоимость самих работ начинается от полумиллиарда рублей. Нам бы хотелось попасть в какую-либо городскую или федеральную программу по реставрации исторических зданий. Самостоятельно такую сумму не собрать.
Кроме того, пока еще неизвестно, будут ли интерьеры здания отреставрированы полностью или какую-то часть мы просто законсервируем, оставив «пошарпанные стены».
– Как идет сбор средств на проект реставрации?
– Мы собираем деньги на работы за счет концертов и выставок, которые организуем и проводим. Для этого при Анненкирхе создана некоммерческая организация. Кроме того, небольшую часть составляют пожертвования. (Анненкирхе – Евангелическо-лютеранская церковь святой Анны. – Прим. Ред.)
– Как вы считаете, после реставрации внутренних интерьеров здание не потеряет свою изюминку в виде «обшарпанных стен»?
– Трудно сказать. Дело в том, что изюминка может потеряться вне зависимости от того, будет реставрация или нет. Есть такая вещь, как «мода», бывает, что она часто проходит или меняет вектор. То, что интересно и актуально сейчас, завтра может быть уже никому не нужно. Наша задача в том, чтобы Анненкирхе всегда была открыта для людей. Уже больше 240 лет церковь стоит на Кирочной улице и служит людям. Хотелось бы, чтобы простояла еще столько же и даже больше.
Интерес к месту больше зависит не от интерьеров, а от того смысла, который стоит за всем этим. Люди приходят к нам не просто за селфи для «Инстаграма», они видят и хотят чего-то большего. Я считаю, что мы способны дать им это.
– Сегодня Анненкирхе – одна из креативных площадок города, которая конкурирует с «Севкабель Портом» и «Новой Голландией». Как площадка стала новым местом притяжения для горожан? За счет чего конкретно?
– Не знаю, существует ли конкуренция. Наверное, у нас просто схожая публика – молодежь, которой интересны городские креативные пространства. В то же время у нас собственная концепция. Мы делаем, на мой взгляд, уникальные выставки, посвященные исключительно библейской тематике. Мы считаем, что к этой теме сегодня есть большой интерес. Искусство в церкви всегда работало на то, чтобы донести до человека истины Священного писания. Мы его доносим посредством современного искусства. Поэтому готовим и показываем такие выставки, как «Ковчег» или «Сотворение». Последняя рассказывает, как Бог создал мир. Безусловно, это не ноу-хау, библейские сюжеты всем известны, но мы стараемся заново на них посмотреть, пережить и осмыслить через искусство.
– Медиа сыграли роль в создании сегодняшнего образа Анненкирхе как современного пространства? И какую – положительную или отрицательную?
– Конечно, медиа сыграли свою роль. Но для нас основное СМИ – сарафанное радио, которое создали наши посетители, выкладывая посты и комментируя нашу работу в социальных сетях. В основном к нам приходят по наводке от друзей, коллег, родственников.
Нам, безусловно, важно позиционирование себя в социальных сетях. Организовывая сегодня выставки, нужно сразу думать о том, как та или иная работа будет выглядеть на фотографии. У многих есть аккаунты в социальных сетях. Чтобы у посетителя осталась качественная во всех смыслах фотография – воспоминание о посещении Анненкирхе, нужно хорошо проработать вопрос организации экспозиции.
В целом, медиа – интернет-СМИ, газеты , телевидение сыграли роль в создании современного образа церкви, и, на мой взгляд, только положительную.
– В первую очередь Анненкирхе – это церковь. Как удается совмещать религию и современное креативное пространство в одном здании? Критикуют ли вас за это?
– Думаю, что нам хорошо удается совмещать эти две вещи. Потому что мы используем искусство для трансляции идей, которые имеют к нам прямое отношение. У нас нет задачи каждого посетителя обратить в свою веру. Мы рассказываем о тех фундаментальных вещах, которые важны для нас, но не пренебрегаем этими вещами. Кому-то из наших посетителей становится интересно, и они приходят к тому, что им также близки наши взгляды.
У нас есть курс «Основы христианской веры». Три раза в год мы делаем набор, и к нам записываются сотни человек.
Но нас и критикуют. С одной стороны, люди, которые не хотят, чтобы в стенах современной Анненкирхе была какая-то духовность, им ближе площадка как креативное пространство. С другой стороны, есть посетители, которые чтут церковные традиции. В этом случае нас критикуют за излишнюю либеральность по отношению к языку проповеди.
– Расскажите, как вы стали настоятелем церкви?
– В 90-е годы, когда в стенах здания размещался клуб, я приходил сюда на концерты. Спустя время я начал служить в Евангелическо-лютеранской церкви. В 2013 году церкви передали здание Анненкирхе, после чего я стал ее настоятелем. В 2015 году в стенах здания прошли первые выставки, а в 2017 году появился приход церкви.