Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Персонифицировать победу: сериал «Седьмая симфония» выйдет на экраны в ноябре

Картина расскажет об одной из самых удивительных страниц в истории блокады
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В киноцентре «Ленфильм» накануне состоялась премьера многосерийного фильма «Седьмая симфония», в основу которого легла организация уникального концерта Большого симфонического оркестра 9 августа 1942 года. Именно в этот день чудом пережившие страшную блокадную зиму музыканты исполнили бессмертное произведение композитора Дмитрия Шостаковича так, что окружившие Ленинград нацисты ужаснулись. Впрочем, это история не о музыке, а о людях, которые совершили подвиг, несмотря на то что не были на фронте.

Никто не забыт

Есть сведения, что Адольф Гитлер намеревался захватить Ленинград летом 1942 года и 9 августа провести парад победителей на Дворцовой площади. Офицерам вермахта даже раздавали пригласительные на торжественный банкет в ресторане гостиницы «Астория», которую ради этого даже не бомбили.

«Они действовали абсолютно средневековыми методами: просто окружили город и стали ждать, когда большая часть жителей погибнет от голода и холода», – рассказал Алексей Гуськов, который не только сыграл дирижера Карла Элиасберга, но и первым пять лет назад заговорил об экранизации уникальной страницы в истории блокады.

Чтобы дать моральный отпор, 9 августа в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся исторический концерт под руководством дирижера Карла Элиасберга, тогда впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Благодаря громкоговорителям музыку слышали не только горожане, но и весьма удивленные гитлеровцы, которые надеялись, что город почти вымер. Параллельно советская армия начала операцию «Шквал» и почти 2,5 часа обстреливала вражеские войска. Седьмая симфония стала музыкальным символом блокады.

«Об этом уникальном концерте знают во всем мире, однако очень немногие смогут назвать имя даже дирижера оркестра, не говоря уже про музыкантов. Но эти люди совершили подвиг. Для исполнения симфонии требовалось 80 человек, а на первую репетицию после страшной блокадной зимы пришли только 15 музыкантов, семь из которых упали в голодный обморок. Тем не менее Карл Элиасберг добился того, чтобы симфония звучала сильно, стройно, чтобы не только вдохновила горожан, но и поразила врагов. Наш сериал в первую очередь – о персонификации победы», – сообщил Алексей Гуськов.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Маленькие трагедии на фоне большой

Подготовка к уникальному концерту и легла в основу сериала, однако историческую правду авторы проекта соединили с художественной. По сюжету, искать музыкантов, способных держать инструменты, дирижеру помогал сотрудник НКВД Анатолий Серегин. Ужас в том, что именно он несколько месяцев назад арестовал жену Карла Элиасберга.

«Когда мне прислали сценарий, я просто не верил своим глазам, что мне достался такой подарок. Мой персонаж сильно меняется в ходе сериала, играть такое очень интересно. Съемки были сложными как морально, так и физически. Особенно тяжело мне давались сцены на болоте», – рассказал Алексей Кравченко, сыгравший НКВДшника очень убедительно.

Глядя на Кравченко в «Седьмой симфонии», трудно не вспомнить его первую роль – 15-летнего Флеры из фильма «Иди и смотри». Легко представить, что переживший ужас войны мальчик вырос в потерявшего семью, а поэтому очень злого НКВДшника, которому предстоит масштабная личностная эволюция.

Сериал переполнен трагичными историями и персонажами. В измученной холодом и голодом флейтистке Вере Преображенской далеко не сразу можно разглядеть актрису Елизавету Боярскую.

«У моей героини нет исторического прототипа, однако все, с чем столкнулась Вера, пережили многие женщины. Она обожжена войной и раздавлена горем, к жизни ее возвращают любовь и музыка. Конечно, съемки были сложными, но когда читаешь о том, что реально пережили наши предки, жаловаться даже неудобно. Мы не представляем даже десятой части того, что им пришлось перенести», – рассказала актриса.

Заслуженный артист РФ Борис Смолкин появляется в сериале в роли слепого музыканта. «Я слушал великую музыку Шостаковича, она меня вдохновляла и будоражила, так что играть мне было несложно, за меня давно все было сделано, я просто пришел на съемочную площадку», – рассказал он.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Руки дошли до инструментов

Режиссер Александр Котт неоднократно подчеркивал, что сериал – не про симфонию, он о людях, однако авторы проекта долгое время искали актеров, которые хотя бы держали инструменты в руках.

«Я четыре года играла на флейте, пока училась в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но музыкантом, конечно, не являюсь. Я всю семью замучила, пока разучивала Седьмую симфонию. Конечно, в сериале зрители услышат не мою музыку, однако даже профессионалы заметят, что руками я перебираю, как настоящий флейтист», – рассказала Елизавета Боярская.

Примерно в такой же ситуации оказалась актриса Дарья Коныжева. «Я ходила в музыкальную школу, однако, к своему стыду, музыкантом так и не стала. Ничего, за время самоизоляции я вспомнила, как держать в руках скрипку и очень много репетировала», – рассказала она.

Актриса Лидия Вележева, которой пришлось освоить гобой, отметила, что к концу съемок актеры действительно стали единым музыкальным коллективом. «Наше кино сделано очень деликатно и тонко, с уважением к каждому персонажу. Каждый из них прошел свой путь к исполнению Седьмой симфонии, который был полон боли, потерь и страданий. Вообще, несмотря на такую сложную тему, у нас была очень светлая атмосфера на площадке. За время съемок мы действительно стали настоящим оркестром, одним целым», – рассказала она.

Такой блокады мы еще не видели

Несмотря на то что «Седьмая симфония» – далеко не первая попытка кинематографически осмыслить концерт 9 августа 1942 года и тем более блокаду, «картинка» точно удивит зрителей.

«Главное отличие нашего сериала в том, что мы почти не показываем зимний город с печально известными саночками, на которых возили трупы. Мы показываем весенний и летний Ленинград, когда был хотя бы какой-то проблеск надежды», – пояснил Александр Котт.

Съемки «Седьмой симфонии» проходили в Санкт-Петербурге и пригородах. Ради сериала площадь перед Казанским собором кинематографисты засадили капустой, а в 50 километрах от города рыли окопы и строили блиндажи. Сцену легендарного концерта снимали там же, где он состоялся в 1942 году, – в Большом зале Филармонии. Как оказалось, интерьер не сильно изменился, однако художникам пришлось возвращать креслам аутентичный вид.

Отметим, сериал снимала компания «Нон-Стоп Продакшн» при участии «Твин Медиа» по заказу телеканала «Россия» и при поддержке Министерства культуры РФ. «Седьмую симфонию» можно будет посмотреть в ноябре на телеканале «Россия» или платформе «Смотрим».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»