Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Михаил Иванов: «Мы хотим помочь компаниям книжной отрасли»

Вопреки пандемии сооснователь независимого книжного магазина «Подписные издания» придумал и запустил грантовый конкурс для поддержки петербургских издательств. Десяток победителей определят весной 2022 года
Михаил Иванов: «Мы хотим помочь компаниям книжной отрасли» Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Михаил, сейчас для всех непростое время, книготорговля не исключение. Расскажите, что вас подвигло запустить грантовый конкурс для издательств?

– Да, мы проводим грантовый конкурс для поддержки петербургских издательств. Речь о 10 грантах по 100 тысяч рублей. Может показаться, что сумма не такая большая, но мы знаем, как устроен издательский бизнес. Многие коллеги вынуждены залезать в долги, занимать у друзей и знакомых, продавать имущество, чтобы продолжать издавать книги. Люди, которые работают в сфере книгоиздания, буквально живут этим делом, посвящая себя и отдавая все, что есть, этому делу.

Мы подумали, что грант – хорошая возможность поддержать коллег и вновь привлечь к сфере книгоиздания внимание людей, которые могут ей помочь.

К сожалению, за исключением малого количества крупных издательств, в том числе сетевых предприятий, остальные участники рынка – небольшие независимые издательства – находятся в дискриминирующем положении. Поэтому помимо запуска конкурса грантов мы планируем проработать вопрос отмены НДС для книжной торговли и издательств с оборотом до 2 миллиардов рублей в год.

Приведу пример. Мы как второй по обороту магазин в городе после «Дома книги» получаем книгу издательства «Эксмо» и книгу небольшого издательства Ивана Лимбаха (специализируется на интеллектуальной литературе). С продажи второй книги мы платим в два раза больше налогов, чем с продажи первой. Такого происходить просто не должно.

Внутри нашего магазина есть так называемый научно-исследовательский институт книги. Там мы готовим обучающие мероприятия, лекции для наших сотрудников, а также коллег по цеху. Сегодня, к сожалению, не все коллеги в курсе того, что происходит в отрасли. Так, покупая права на книгу за границей, ты обязан отдать государству 20 процентов с приобретения этих прав. Соответственно, из-за этого сразу же растет цена на книгу.
Мы также, зная ситуацию изнутри, готовы консультировать коллег и по другим вопросам, связанным с книжной индустрией.

– На каком сейчас этапе работа по отмене НДС?

– Мы сейчас пишем текст, который может лечь в основу законопроекта, – с предложениями, обоснованиями и идеями по поводу того, почему и для кого важна отмена этого налога. Хотелось бы заручиться поддержкой Российского книжного союза в этом вопросе. Тем более что есть хороший пример – наши коллеги рестораторы смогли донести до власти свою позицию. (Летом этого года был принят закон, освобождающий от уплаты НДС кафе и рестораны, чьи ежегодные доходы не превышают 2 миллиарда рублей. – Ред.).

Книжная торговля с лета 2021 года относится к социальному предпринимательству, а это еще один, на мой взгляд, повод, чтобы убрать дискриминацию и помочь малым и средним компаниям нашей отрасли. Сейчас система налогообложения такая, что издательствам просто нет смысла развиваться свыше предела в 150 миллионов рублей в год, иначе их деятельность станет просто убыточной из-за налогов.

Для примера: мы за третий квартал заплатим больше 5 миллионов рублей налогов в бюджет. Гигантская цифра. Эти деньги мы могли бы направить на развитие рынка.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Вернемся к гранту. Вам наверняка уже поступили первые заявки от коллег?

– Мы получили около 20 писем от коллег о готовности участвовать в конкурсе на грант, многие еще изучают документацию, готовят заявки. Да, многих мы знаем, прошли с ними огонь, воду и медные трубы, особенно в период пандемии, но есть формальности, без которых невозможно участвовать в конкурсе. Но сразу скажу, что они максимально простые.

Заявки будет рассматривать и отбирать жюри, которое состоит из наших сотрудников. А после решать, как распределить гранты.

Грант – это деньги, заработанные нашим магазином с продажи книг и сувенирной продукции. Нам более-менее удалось пережить первый локдаун весной 2020 года. Потом начался ремонт и переезд на второй этаж здания, благодаря которому мы расширились в шесть раз. Скоро будет год, как мы открылись в новом формате. Конечно, за счет этого нам удалось улучшить свои показатели, в том числе финансовые.

Миллион рублей, который мы выделяем на грант, – это, безусловно, капля в море. В дальнейшем нам бы хотелось привлекать средства за счет сотрудничества с крупными компаниями, которые, например, нуждаются в экспертизе в сфере книжной торговли и издания книг.

– Недавно вам вернулись помещения на втором этаже. Удалось ли уже полностью обжиться или еще в процессе?

– Магазин «Подписные издания» находится в этом здании с 1958 года. В 90-х годах трудовой коллектив его приватизировал. Среди сотрудников была моя бабушка. Она на тот момент была директором магазина. Но мы сейчас никакого отношения к этому коллективу не имеем. Мы арендуем помещения у него и платим ежемесячную аренду.

Уже в наше время на втором этаже находился ночной клуб. Во время первого локдауна он закрылся, а у нас появилась возможность арендовать помещения, после чего на собственные средства мы их отремонтировали и оснастили.

Изначально магазин работал на втором этаже здания до 2008 года. Потом ударил мировой экономический кризис. Много средств вкладывалось в развитие одного из крупных сетевых магазинов города. В общем, обстоятельства сложились так, что пришлось сдать верхний этаж и помещение на первом этаже в аренду, оставив под магазин «Подписные издания» только небольшую площадь на том же первом этаже, буквально 80 квадратных метров. Тогда в нем в определенные дни просто выдавали книги по подписке.

Наша команда пришла в «Подписные» в 2012 году. Тогда мы запустили процесс реконцепции магазина, постепенно занимая помещения первого этажа. В 2019 году мы поняли, что площадка буквально расходится по швам из-за большого количества книг и гостей – иной раз больше тысячи людей в день. Мы начали искать варианты расширения. Стало понятно одно: вернуться в исторические помещения будет идеальным вариантом для нас, гостей и книг.

– Вы весьма необычно презентуете новые книги в своих социальных сетях. Как пришла идея такой концепции?

– Начиналось все довольно банально, мы, как и многие книжные, причем не только магазины, вели свой «Инстаграм», и в какой-то момент нам стало скучно. Тогда стали думать, как его развивать. Нам не хотелось просто фотографировать книгу и выставлять с подписью: «Хорошая книга». Мы думали, как с помощью образов обратить внимание публики на конкретную книгу. Большая часть литературы, которая появляется в нашем инстаграм-аккаунте, выпущена небольшими издательствами. И что важно – эта литература представляет интерес прежде всего для нас.

На мой взгляд, еще один важный момент состоит в том, что над созданием этих образов работает не один конкретный человек, это коллективный труд: один предлагает идеи, другой снимает, третий отвечает за реквизит, четвертый договаривается о локации. За некоторыми постами может стоять несколько недель подготовки. В то же время можно снять сюжет для поста во дворе, и получится ничуть не хуже.

ФАКТ:

80 человек – примерно столько сотрудников работают сейчас в магазине «Подписные издания» на Литейном проспекте.

30 000 книг – ассортимент «Подписных изданий» после возвращения магазину второго этажа.