Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Петербурге к юбилею отреставрировали старинный троллейбус

Петербургскому троллейбусу исполняется 85 лет. Это событие отметят завершением реставрации одной из самых ранних моделей «рогатого» вида транспорта – ЯТБ-2. В России она сохранилась в единственном экземпляре

К юбилею троллейбуса в Музее городского электрического транспорта ГУП «Горэлектротранс» появился новый экспонат – модель ЯТБ-2. Его покажут после долгой реставрации 23 октября на площади Островского. История приезда раритета в Петербург крайне любопытна.

ПЕРВЫЕ МАШИНЫ

«Случайно обнаруженный в 2007 году на приусадебном участке близ озера Зеркальное троллейбус ЯТБ-2 – единственная подобная модель, сохранившаяся в нашей стране», – сообщили в «Горэлектротрансе».

Стоит отметить, что отреставрированная машина младше троллейбусного движения всего на несколько лет. Ее создали в 1938 году, о чем свидетельствуют штампы на раме троллейбуса. Перед войной в Ленинград привезли около 20 таких машин.

Очереди на реставрацию ЯТБ-2 пришлось ждать 10 лет. Еще три года заняли ремонтные работы по восстановлению троллейбуса. В Музее электрического транспорта можно узнать всю историю ленинградского – петербургского троллейбуса. Например, здесь есть самая первая модель абсолютно нового для города транспорта – ЯТБ-1. Такая машина работала в Ленинграде с 1936-го по 1959 год.

Примечательно, что тогда троллейбус считался транспортом повышенной комфортности, прокатиться на нем считалось престижным. В салонах были системы отопления, мягкие сиденья, а шторы на окнах стали визитной карточкой троллейбуса.

С 24 апреля 1937 года в Ленинграде было открыто ночное движение троллейбусов. Они работали до 3:30, причем интервал движения не превышал 10 минут.

Кстати, ЯТБ-1 тоже обнаружили на одном из приусадебных участков возле Зеленогорска, а до этого считалось, что все первые модели безвозвратно утрачены.

ГОДЫ БЛОКАДЫ

По сведениям Музея электрического транспорта, в начале блокады ленинградские троллейбусы продолжали работать, несмотря на обстрелы, постоянные обрывы проводов, повреждения проезжей части. Из-за перебоев с электроэнергией и снежных заносов 8 декабря 1941 года движение троллейбусов в Ленинграде прекратилось.

Этот вид транспорта ожил только после полного освобождения Ленинграда от блокады – 24 мая 1944 года. Троллейбусы пошли от Сызранской улицы до Адмиралтейского проспекта. Первые машины, выпущенные на маршрут, были красного цвета.

НЕ ИЗ ДЕРЕВА

А синий троллейбус, воспетый Булатом Окуджавой, – это МТБ-82. Он перевозил ленинградцев с 1946-го по 1974 год. Машины выпускали на Тушинском авиационном заводе, там же, где впоследствии будет собран космический корабль «Буран». Только в 1946 году троллейбусы стали делать не из дерева, а из металлических сплавов.

Количество пассажиров было строго регламентировано – не более 65 человек. Самой массовой моделью троллейбуса стала ЗиУ-9. Ее Советский Союз активно экспортировал в Венгрию, Аргентину, Грецию, Болгарию, страны Балтии.

К слову, во многих из этих стран советские троллейбусы благополучно работают и сегодня.

По сравнению со своим предшественником ЗиУ-5 (он тоже есть в Музее электрического транспорта) троллейбус ЗиУ-9 имел более вместительный, легкий корпус и был оснащен третьей дверью в центре салона, которой так не хватало раньше.

Зато ЗиУ-5 умел резко брать с места, как никто другой.

ПОЧТИ СТОЛЕТИЕ

«Четверть времени, в течение которого существует Петербург, в нем существуют и троллейбусы», – заметил генеральный директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

Сегодня это самое большое в Европе транспортное предприятие, эксплуатирующее троллейбусы. Но дело не только в масштабах. По словам Дениса Минкина, этот вид транспорта и его инфраструктура давно стали частью городского ландшафта и даже нуждаются в защите как памятники.

Чтобы оставаться популярным транспортом, троллейбус сейчас должен быть комфортным. Но у сегодняшних пассажиров требования к удобству уже совсем не те, что были у ленинградцев 85 лет назад. Так, сейчас Петербург закупает только те машины, в которых исправно работает кондиционер. На прежних моделях были проблемы с отоплением или кондиционированием задних площадок.

В трамваях давно придуманы тепловые завесы, которые зимой отсекают холодный воздух, проникающий в салон через открытые двери. Но в троллейбусах для них нет места. Зато в скором времени там должны появиться подогреваемые полы, которые помогут бороться с грязью.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД

«Горэлектротранс» активно обновляет подвижной состав. Только в 2020 году предприятие закупило 142 новых троллейбуса. Из них 87 классических моделей «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы» из города Энгельса.

Кроме того, «Горэлектротранс» купил 35 троллейбусов с увеличенным автономным ходом «ТрансАльфа» (они с успехом работают в районах без контактной сети) и 20 сочлененных троллейбусов особо большой вместимости производства «Белкоммунмаш».

Аналитик движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов называет троллейбус перспективным видом транспорта, который будет использоваться в городе еще не одно десятилетие.

«В 2000-е годы у нас снимали трамвайные рельсы, а вот провода, по счастью, не тронули, так что в Петербурге существует обширная сеть «зеленого» транспорта, который не дымит и не пахнет. Сколько бы ни появлялось газомоторных автобусов, а троллейбус будет еще дешевле и еще экологичнее», – убежден эксперт.

В свою очередь урбанист Михаил Климовский отмечает, что идею сдвоенных троллейбусов, которую реализовали в Ленинграде в 80-е, но почему-то только на 20 лет, вполне можно было бы возродить, особенно в тех районах, где нет метро, а пассажиропоток большой.

«Троллейбус удобен своим большим салоном, в котором комфортно может разместиться даже детская коляска, – отметил он. – Это у автобуса под полом и даже под сидением бензобаки, а у троллейбусов двигатель на крыше, а внизу много пустого пространства. Конечно, у троллейбусов есть существенный недостаток, они не слишком маневренные, что особенно заметно в дни, когда, например, перекрывают Невский. Но по мере того как будут внедряться модели с большим запасом автономного хода, эта проблема сойдет на нет, современной машине будет по силам сделать небольшой крюк».

Закрыть