Ольга Карленко: «Это такое счастье – смотреть на пап, засыпающих на утренних спектаклях»
– Ольга, в Театре юного зрителя ежегодно проходит знаменитый Брянцевский фестиваль. В чем изюминка «Б’АRТ’О»?
– Это первый детский поэтический фестиваль. В детской театральной студии «Театр-Класс», которой я вместе с заслуженным артистом Театра им. Комиссаржевской Сергеем Бызгу руковожу уже 25 лет, мы ставили и Пушкина, и Шекспира, и другие спектакли на самые разные стихи. Поэтому рождение поэтического фестиваля, идея которого родилась по предложению ТЮЗа, совсем не случайно.
Меня очень радует, что нам удалось опровергнуть мнение о том, что дети и поэзия вещи несовместимые. Мне вообще кажется, что ребятам, наоборот, легче запомнить и передать свои мысли именно через стихи. Тем более что многие из них пишут их сами.
– И все-таки поэтический фестиваль – это нечто особенное. Много ли нашлось желающих принять в нем участие?
– 14 коллективов, и это несмотря на пандемию. Это детские театры, школьные театры и студии, Дома детского творчества, которые приедут к нам из Москвы, Набережных Челнов, Ростова-на-Дону, Саратова, Самары. Конечно, будут ребята из Петербурга и городов Ленинградской области. Жюри, в составе которого артисты нашего ТЮЗа во главе с заслуженным артистом России Борисом Ивушиным, отобрало их работы из сотни, присланных на конкурс.
Юные артисты от 10 до 16 лет покажут спектакли, в основе которых поэзия Александра Пушкина, Корнея Чуковского, Даниила Хармса и, конечно, такого замечательного поэта, как сама Агния Барто, чье имя и носит наш фестиваль.
Например, спектакль «Расти – это трудно», поставленный по стихам этого замечательного поэта, покажет театральная студия «Классный театр» из Москвы. Театр-школа «Арт-класс» из Самары представит постановку по Свену Нурдквисту «Где моя сестра». Театральная студия Cocktail из города Набережные Челны, что в Татарстане, подготовила спектакль «Из дома вышел человек», рассказывающий о жизни и творчестве Даниила Хармса. Будет даже очень непростой для восприятия спектакль на произведение израильской поэтессы Аллы Айзеншарф «Стихи из Гетто». Его покажут ребята петербургского театра-студии «Горошины» совместно с театром «Приют комедианта». Видите, какой разброс? От «Федориного горя» Чуковского до «Графа Нулина» Пушкина.
– Но найдет ли этот не всегда простой материал путь к сердцам юных зрителей? Помню времена, когда в залах не всегда стояла благоговейная тишина.
– Я тоже помню эти моменты, когда шумели, стреляли из рогатки, кидали на сцену мятые жестяные банки. Сейчас ситуация другая. Публика стала интереснее, интеллигентнее. И мы так радуемся, когда ребята приходят в театр нарядными, берут с собой сменную обувь, как это когда-то делали мы.
Что касается того, будут ли им интересны поэтические спектакли, у меня сомнений никаких нет. Они всегда идут на ура. Например, в прошлом году наша студия «Театр-Класс» давала спектакль по пушкинской лирике «Поговорим о странностях любви» в большом зале театра «Лицедеи». Так зрители у нас, что называется, на люстрах висели. А зал и аплодировал, и смеялся, потому что там столько поэзии, юмора, красоты, чувств, которые и сегодня очень понятны и близки всем ребятам.
Кроме того, на фестивале пройдут мастер-классы, открытые уроки по сценическому движению и речи. Будет драматургическая лаборатория «ПЬесочница», посвященная поиску новых современных пьес для детей с 6 до 12 лет.
– Ваш «Театр-Класс» примет участие в фестивале?
– Мне это показалось немного неэтичным, ведь я художественный руководитель фестиваля. Но наши дети с радостью примут участие в гала-концерте.
Пять лет назад на наше 20-летие город дал нам помещение в доме Хармса на улице Маяковского. Сейчас у нас занимается 140 человек. Мы сразу говорим родителям и детям, что в студию они приходят не для того, чтобы подготовиться к поступлению в театральный вуз. А чтобы стать интеллигентными, красивыми, разносторонними людьми.
К счастью или к сожалению, мы не проводим отбора, это невозможно. Мы исходим из того, что все дети, особенно маленькие, – талантливы. Ни один артист так не сыграет, не произнесет слова так, как ребенок. Дальше происходит естественный отбор. Одни сами понимают, что не тянут. Другие – что это не их дело. А третьи, которые находились в листе ожидания, потому что студия была переполнена, наоборот, занимают места выбывших. Мы много репетируем, ведь каждому нужно что-то объяснить, с каждым поговорить. И ребята понимают, что они приходят сюда не баловаться, а работать. И стараются так, что у нас окна запотевают!
Мы даем шанс каждому ребенку. Смотрим, как он занимается, как подготовлен и как относится к будущей профессии. И, конечно, во главу угла ставим желание.
– Именно оно и помогло вам поступить в театральный институт, пусть и с шестой попытки? Мне кажется, прекрасный пример веры в себя и свои силы.
– Конечно, я делюсь своим опытом, потому что я не просто поступала, а еще параллельно занималась в студии при ЦПКиО, которой руководил Семен Яковлевич Спивак (сегодня худрук Молодежного театра на Фонтанке – «ПД»).
Тем детям, которые не поступили в театральный, но понимают, что больше не хотят никуда, мы даем еще один шанс и оставляем их в студии на год. И вы знаете, они с таким рвением занимаются, что потом, уже четко понимая, к чему стремятся, поступают! Например, в этом году 17 наших выпускников поступили в разные театральные институты Петербурга и Москвы, в том числе на курс Льва Додина в РГИСИ. А вообще наши ребята уже работают в театрах двух столиц и других городов.
– Тот факт, что вы попали на курс Андрея Андреева, руководившего в то время ТЮЗом и пригласившего вас в этот театр, определил дальнейшую судьбу. Не было искушения попробовать себя в другом месте?
– Никогда! Хотя предложения перебраться в Москву были. Один раз сама Татьяна Доронина приглашала меня.
Я рада, что осталась здесь. ТЮЗ – это большая школа. В каком другом театре я бы могла одновременно играть Гонерилью в «Короле Лире» и Моми-маму в сказке «Чудеса в Моми-доме», утку Испанку в «Датской истории» и Кормилицу в «Ромео и Джульетта»?
Когда я начала принимать участие в спектаклях других театров, меня сразу удивляла публика в зале – одни взрослые! Мне ближе юные зрители, они такие откровенные. Если им не интересно, смотреть не будут. Начнут шуметь, шуршать, вставать, убегать. Детская аудитория – самая взыскательная, ее не обманешь. Это очень помогает держать себя в рабочем тонусе.
Знаете, это такое счастье, смотреть на пап, засыпающих на утренних спектаклях, будить их какой-нибудь неожиданной репликой и понимать, что зрителям интересно, что тебе удалось найти с ними общий язык.
Когда у тебя получается взять детский зал – это дорогого стоит. Помните выражение Конфуция «Найдите себе занятие по душе, и вы ни минуты в своей жизни не будете работать?» Это про меня.
Я считаю, что это большое счастье – проводить свою жизнь и в театре, и в студии, и дома с самой прекрасной частью человечества – с детьми. Так что я – очень счастливый человек.