Импровизаторы рассказали, как текст пьесы становится их оружием
Члены театральной комиссии спросили у Николая Сергеевича Говорова: «Как вы добились такой правды жизни на сцене?» Он ответил: «Это импровизация». В ответ услышал: «Не хотите, не говорите».
«Все, что хочется!»
В 50-х годах этот советский режиссер стал проводить эксперименты по созданию импровизационного театра и добился больших успехов в его развитии. В жизни нет репетиций, каждый момент – сплошная импровизация. Потому и подобные постановки могут выглядеть завораживающе естественно, они создаются «здесь и сейчас», в присутствии зрителя.
Импровизация отражает самую суть актерского творчества. Это умение помогает справиться с непредвиденными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе спектакля. Не оказалось в кармане платка или пистолета в ящике? Актер не должен подать виду. Такие «неожиданности» случаются на каждом «зелёном спектакле», который по традиции проходит в конце театрального сезона.
Марина Серегина спонтанность на сцене встречает без удивления, ведь уже 14 лет играет в Санкт-Петербургском Театре драматических импровизаций. Она делится особенностями своей работы: «Что мы можем делать на сцене? Все, что хочется! При этом текст пьесы – это наше оружие, которым мы добиваемся определенной цели. У нас нет закрепленных мизансцен, мы располагаемся на сцене свободно. Что касается текста, то это не пересказ своими словами, иначе потерялись бы стиль автора и атмосфера эпохи. Но можно говорить не весь текст или менять порядок фраз прямо на спектакле. Мы занимаемся импровизацией не текстовой, а драматической: заново строим отношения друг с другом на сцене. Знакомимся, влюбляемся, ссоримся – все в первый раз и каждый раз по-новому».
Выше страха смерти
Чехов остается Чеховым, Островский Островским, но были и случаи, когда финал пьесы изменялся самим актером. Согласитесь, такой ход требует отваги. Но там, где есть качественная импровизация, там нет понятий страха и тем более стыда.
«Знаете, что стоит выше страха смерти? Стыд! Люди из-за него могут покончить жизнь самоубийством. Настолько велик наш страх опозориться», – говорит стендапер Всеволод Ловкачев, рассказывая о том, как он не всегда удачно импровизировал в начале своей деятельности комика.
Также он считает: «Хороший комик как минимум должен уметь ответить «пьяному хеклеру» или «осадить» разговорчивый столик. В стендапе импровизация строится как в джазе: есть заготовленный материал и набор навыков, который приходит с опытом. Отталкиваясь от этого, мы уже можем придумывать что-то новое. У каждого стендапера бывало, когда шутишь и слышишь только шум вытяжки. Такие моменты заставляют быть креативным».
Полезный навык
Многие люди думают, что умение импровизировать – это прерогатива, данная лишь с рождения. Но факты говорят об обратном. Посмотрев на людей до и после пробного урока по импровизации, можно точно сказать, что это такой же навык, как и множество других. Обычно нашу голову занимают мысли: как я выгляжу, что подумают? Чтобы научиться импровизировать, нужно забыть об этом.
Одна из крупных российских школ импровизации учит раскрепощаться с помощью специальных упражнений и игровых механик, которые направлены на расслабление и отключение критического мышления по отношению к себе.
«Свой путь в импровизации я начал, как и многие, с пробного урока, – рассказывает основатель школы Виталий Козловский. – Не могу сказать, что тогда я сразу «загорелся» жанром и стал его верным адептом. Я не понимал, точно ли мне это нужно, но у меня не было сомнений, что импровизация – это некое высшее искусство. Постепенно я открывал для себя импровизацию, ездил на фестивали за границу».
Сейчас Виталий Козловский со своими учениками устраивает выступления, где они выходят на сцену и без подготовки создают целое шоу.
«Я искренне восхищался и восхищаюсь до сих пор возможностями человеческого мозга, которые так ярко проявляются во время импровизации. Ты сразу и актер, и режиссер, и сценарист», – говорит наш собеседник.
На курсы по импровизации ходят люди самых разных профессий. Среди них много психологов и психотерапевтов. Все они в один голос заявляют, что импровизация оказывает положительное психологическое воздействие на человека. В ее философии заложены принципы, которые помогают эффективнее устанавливать связи с людьми и учиться прислушиваться к себе. На данный момент этот вид искусства глубже и глубже пробирается в реалии русской культуры. И в скором времени мы сможем наблюдать, как импровизация будет процветать не только среди профессиональных актеров и комиков, но и среди людей, которые занимаются нетворческим или непубличным делом.