Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Медный всадник спасается от бронзовой болезни

Реставрацию скульптуры и постамента проведут с использованием самых современных технологий
Медный всадник спасается от бронзовой болезни Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

День рождения Петра Великого, а в июне 2022 года ему исполняется 350 лет, город отметит реставрацией самого знаменитого памятника императору – Медного всадника. Сейчас монумент на Сенатской площади окружен забором, вокруг памятника начинают возводить леса.

Теперь увидеть творение Фальконе могут только 20 рабочих реставрационных мастерских «Наследие», которые поручились отреставрировать памятник к середине декабря.

«Медный всадник всегда был окружен вниманием Музея городской скульптуры, поэтому он в относительно хорошем состоянии, – заявил генеральный директор «Наследия» Юрий Щедров. – Но потребуется для начала поверхностная зачистка всех царапин на скульптуре, даже если это тонкие, волосяные царапины, затем работа над постаментом: герметизация швов и трещин. А еще необходимо привести в порядок гранитную площадку».

Памятник, вопреки названию, был отлит из бронзы, а бронзовая болезнь – это бич всех металлических статуй. В последнее время реставрационная наука заметно продвинулась вперед, и с коррозией на бронзе научились справляться с помощью тонкого, но прочного напыления. Искать очаги будут в подвнутренних полостях.

В последний раз памятник реставрировался в 1976 году, и тогда на опорных ногах скульптуры были обнаружены трещины. Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры, рассказала, что ноги обследовали с помощью передового метода – гаммографии. Этот же метод помог раскрыть главную тайну памятника: найти третью точку опоры. До реставрации все были уверены, что уникальный памятник держится на двух опорных точках – лошадиных ногах. Не секрет, что Этьен Фальконе учитывал при постройке и розу ветров, и перепады погоды, рассчитав установку фигуры так, чтобы ветер не смог ее опрокинуть. Но еще более надежным решением стала третья точка опоры, замаскированная в месте, где хвост коня соприкасается со змеей.

«Изначально змея не входила в планы скульптора. Именно это навело нас на мысль, что стержень проходит в нижней части хвоста, поэтому мы не сразу его увидели. Фальконе показал себя не только гениальным скульптором, но и талантливым инженером, – говорит Надежда Ефремова. – Но даже с помощью гаммографологии мы не смогли найти точное место опорных стержней, поэтому сейчас возлагаем надежду на современные эндоскопы, которые проникают глубоко в полости и транслируют изображение на монитор. Технику для нас разработали ученые СПбГУ и Горного университета».

Гром-камень, который, как известно, состоит из четырех блоков, тоже требует реставрации, так как швы потеряли свою герметичность и к тому же стали хорошо видны. Их надо заделать так, чтобы камень снова выглядел монолитным. Отметим, что у ученых до сих пор нет точных сведений, откуда в Лахте могла взяться скала, подобная Гром-камню, если известно, что ни в Швеции, ни в Финляндии камней такого состава больше нет. Если ее и принес ледник, то неизвестно откуда. Словом, Гром-камень еще долго будет интересен геологам, поэтому его тоже надо беречь.

Стоимость работ составит 40 миллионов рублей.