«Субкультурный ландшафт»: молодые художники из Петербурга предложили преобразить город
Молодые петербургские художники из Академии Штиглица придумали, как преобразить уличное пространство. Всего за шесть дней ребята вместе с кураторами исследовали дворы Центрального района и предложили идеи по его улучшению на выставке «Субкультурный ландшафт». Это совместный проект с ПАО Газпром Друзья Петербурга.
«В первый же день студенты обошли улицы, дворы, площади, потаённые места, у них появился импульс для творчества, – отметила ректор Академии Штиглица Анна Кислицына. – Но чтобы импульс появился, нужен был креативный подход и, конечно, личность. Такой личностью выступил Покрас Лампас».
Возможность реализовать свои креативные идеи возникла в первую очередь от понимания того, что городу это нужно: есть парадный Петербург, который все знают и любят, а есть дворы-колодцы, скрытые за металлическими дверями, которые принято обходить стороной.
«Цель проекта очень простая – найти возможность коммуникации между уличным искусством, традиционными техниками, которые есть в академии, а также коллегами, в том числе из комитетов, кому небезразлична судьба искусства и восприятие города как современного пространства», – отметил Покрас Лампас.
Словом, изначально 20 студентов – участников проекта обсудили в КГИОП места на карте, которые могли бы получить преображение, а также возможность появления в пространстве города малых архитектурных форм, объектов паблик-арта. Именно поэтому они надеются, что новые работы не исчезнут бесследно.
«Дело в том, что стрит-арт всегда пиратский, это такая форма протеста. Здесь же попытка согласовать желание высказаться молодого художника и не обидеть ни город, ни его архитектуру, ни жителей, сделать нашу жизнь интереснее и создать объекты, наталкивающие на размышления», – заметил один из кураторов проекта, заведующий кафедрой художественной обработки металла Академии Штиглица Кирилл Спассков.
Тотемное пространство
Студентка 1-го курса магистратуры кафедры художественной обработки металла Академии Штиглица Екатерина Зайцева исследует тему городских примет и суеверий. Она решила создать аналог предмета, который будет приносить удачу через прикосновение или воздействие внешней среды (по примеру фонтана-шара или кошки Василисы).
«Это будет архитектурный объект из металла – 35-40 сантиметров, он будет располагаться в оконном проеме в «Третьем месте» по адресу: Литейный, 62. Это будет мифический персонаж. Некоторые элементы тотемного животного будут выходить из оконного проема, – рассказала Екатерина. – По задумке, при попадании влаги на животное оно будет менять цвет благодаря гидрохромной краске. Мне хотелось создать легенду: если человек замечает, что тотем поменял цвет, это сулит ему удачу».
Тема городских легенд, примет и суеверий направлена на мимикрию, а потом на создание понимания, как можно взаимодействовать с предметом. В перспективе проект будет выглядеть как игра: художник размещает объекты в разных частях города, а человек, обладающий картой, путешествует по этому пространству.
Посвящение Чайковскому
Проект «Посвящение Чайковскому» появился благодаря наблюдению за строительной сеткой, которая покрывает дом на пересечении Моховой и Чайковского.
«Подумал, что вертикальные линии сетки могут служить нотным станом. Проект, конечно, временный, но сетка висит уже давно, потому что проект законсервирован, – поделился идеей возникновения проекта студент 1-го курса магистратуры кафедры художественной обработки металла Академии Штиглица Вадим Красюков. – По сути это код, который человек видит, но не понимает, откуда возникли ноты и зачем они здесь».
Для получения разгадки художник разместит на объекте QR-код, который будет направлять человека к отрывку из оперы «Пиковая дама». Ноты повторяют первую фразу из баллады Томского.
Все 20 участников выставки и их кураторы надеются, что проект отзовётся в городе не только в виде новых арт-объектов, но и как форма взаимодействия с жителями, которые тоже вдохновятся на интересные проекты.