Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Директор театра «Талия»: «Зрители жаждут новых и разноплановых сценариев»

Йоахим Люкс рассказал, как пандемия меняет современный театр

Директор одного из самых известных немецких театров «Талия» Йоахим Люкс станет участником IX Санкт-Петербургского международного культурного форума. Он примет участие в дискуссии «Международный культурный диалог: тенденции и перспективы», проходящей в рамках программы Германии как специального гостя Культурного форума. В интервью «Петербургскому дневнику» Люкс рассказал, как пандемия меняет современный театр.

– Официальное закрытие Года Германии в России 2020/21 пройдет в рамках программы Санкт-Петербургского международного культурного форума. Не могли бы вы назвать некоторые значимые события Года Германии в России в области искусства? Как развиваются сотрудничество и совместная работа в сфере культуры между Россией и Германией?

– Для меня самым ярким событием стали гастроли выдающегося театра танца Пины Бауш. Хореография Пины Бауш постоянно задает самые высокие стандарты! Язык танца универсален и потому является прекрасным форматом культурного обмена.

Из-за COVID-19 международный культурный обмен практически полностью остановился почти на два года. Не говоря уже о том, что культурный обмен между Востоком и Западом значительно страдает из-за политической напряженности. Но артисты и публика хотели бы, чтобы диалог культур продолжался, это чувствуется. И мы ни в коем случае не позволим себе унывать!

– Основная тема Культурного форума 2021 – «Культурные коды новой реальности». Что это за коды? Как пандемия меняет жизнь мирового театра? Что вы думаете об онлайн-театре и какие постановки были наиболее успешными в течение последнего времени?

– В результате пандемии создаются новые захватывающие формы искусства, которые будут поддерживать развитие новой, виртуальной и цифровой культуры. В основном это будет происходить в изобразительном искусстве или в кино, и в меньшей степени в театре. На протяжении столетий театр остается весьма консервативным, он основан на игре актера – исполнении им роли. Не считая отдельных экспериментов, на сцене театра будут все так же находиться не аватарки, а люди. В его стенах так же будут проходить флешмобы, будет место эмоциям, и будут ставиться вопросы, что есть правда, а что есть фальшивка. И эти вопросы всегда будут задавать люди, а не машины.

– Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Антона Павловича Чехова – одна из 22 премьер этого сезона в театре «Талия». Как вы относитесь к спектаклям, созданным по произведениям русских классиков? Какие постановки нравятся лично вам?

– Мне особенно интересны несколько режиссеров и их постановки. Например, Тимофей Кулябин, Максим Диденко, Дмитрий Крымов и, конечно же, Кирилл Серебренников. Они рассматривают театр не как «спектакль», а как синтез искусств, используя различный инструментарий, они создают эстетическое освобождение, которое редко встречается в западном театре.

 Ранее в вашем театре проходила постановка Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо», которую режиссер поставил для «Гоголь-центра». Как немецкая публика восприняла эту постановку? На ваш взгляд, как меняется отношение и видение «русского человека» за рубежом?

– Публика встретила ее бурными аплодисментами. Зрители жаждут новых и разноплановых сценариев. Это подкрепляется большим уважением к творческим личностям, которые олицетворяют собой свободу искусства и личного уклада жизни. Мы не привыкли к тому, что нам диктуют, что можно, а что нельзя.

Закрыть