Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Дети талантливее нас»: в театре-фестивале «Балтийский дом» обсудили проблемы драматургии

Встреча ведущих драматургов и режиссеров состоялась в ходе Някрошюсовских чтений, которые проходят на международном фестивале «Балтийский дом» второй раз

Участники конференции подняли самый важный для каждого театра вопрос – о драматургии и ее влиянии на современный театр.

Первый день прошел под девизом «Ретро». Он был посвящен истории отечественного театра второй половины ХХ века и его репертуару, лучшие пьесы которого назвали своеобразными «капсулами времени».

Всепоглощающая цензура

Маститые драматурги, бывшие в то время совсем молодыми людьми, рассказали о пути своих произведений на сцену и о том, какие препятствия им порой приходилось преодолевать.

По словам драматурга Валентина Красногорова, пьесы которого ставили такие выдающиеся режиссёры, как Георгий Товстоногов, Лев Додин, Роман Виктюк, до 2000 года он написал 15 пьес, из которых в более чем ста театрах страны было поставлено 12. После 2000 года счет оказался иным. Он написал около 40 пьес, которые были поставлены более чем в тысяче театров. Причина такой разницы, признался автор, в цензуре.

«Цензура была всеобщая и всепоглощающая. Одна моя пьеса шла через цензуру шесть лет», – уточнил он.

В то же время он отмечает, что и в советском периоде было немало хорошего. Например, худсоветы, которые не допускали на сцену халтуру.

Воспитать зрителя

Драматург и артист Сергей Коковкин посетовал на русского зрителя, который порой приходит в театр совершенно неподготовленным, да и ведет себя зачастую некорректно.

Он припомнил эпизод, который случился с ним во время посещения Александринского театра. И рассказал, как прямо во время представления какая-то молодая пара встала с мест и, громко выражая недовольство увиденным, с шумом покинула зал.

«Выпустите нас!» – кричали эти зрители. Тогда я встал и напомнил им, что сто лет назад именно в этом театре не принимали Чехова. «Безобразно мы воспитываем зрителя», – сделал он вывод. И призвал коллег больше внимания уделять просветительской работе с публикой».

Смотрите, кто пришел

Маститый режиссер Кама Гинкас, ставший на днях обладателем международной премии «Балтийская звезда», посетовал, что, если раньше о людях, опустившихся на самое дно, писал Достоевский, то теперь на теме наркоманов, бомжей и проституток пытаются подняться многие.

«Но мне это не интересно», – подчеркнул он. И выразил сожаление, что такой «чернухой» грешат многие современные авторы.

В то же время он отметил, что среди пьес молодых драматургов все-таки можно найти вполне достойные. Такому критерию, считает он, отвечает, к примеру, пьеса Ивана Вырыпаева «Кислород», которую он назвал «новой драматургией». Или спектакль «Где мой дом», который он поставил в московском ТЮЗе по пьесе Сергея Давыдова, и еще несколько работ.

«Дети талантливее нас!» – с энтузиазмом заявил художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, который уже много лет преподает в ГИТИСе.

Именно им, молодым режиссерам и драматургам, будет посвящен второй день работы конференции. Его назвали в честь популярной пьесы Владимира Арро «Смотрите, кто пришёл». В этот день пройдет дискуссия о современной драматургии и её связи с предшествующей эпохой.