Республика Карелия: тайными тропами от Ладоги до Онеги
Главный памятник в Сортавале не вождю или герою. На центральной площади установлен монумент рунопевцу – особая гордость города на берегу Ладоги. Без рунопевцев, которые напевали сложенные в стихи сказки и легенды Приладожья – руны, не обходился ни один праздник, свадьба или похороны.
Тысячи поэтических строк собрал в первой половине XIX века во время своих поездок по Карелии языковед и врач Элиас Леннрот. Так появился знаменитый карело-финский эпос «Калевала». В 1935 году к столетию первого издания «Калевалы» в центре Сортавалы установили памятник рунопевцу.
«Это не случайно, – рассказывает журналист и наш экскурсовод Серафима Бубнова. – В окрестностях города традиционно проходили и проходят песенные праздники. В парке Ваккосалми у подножия горы Кухавуори расположено певческое поле. Здесь народная музыка, отражаясь от гранитных скал, звучит особенно торжественно.
С горы Кухавуори Сортавала как на ладони. Это уникальный и загадочный город. Небольшой по размерам, он собрал здания всех возможных архитектурных стилей: ампир, псевдоготика, северный модерн, неоклассицизм, функционализм.
Площади Сортавалы имеют необычную треугольную форму, что защищает их от ладожских ветров. Но озеро рядом. С пристани на «Метеоре» можно отправиться на Валаам. Тут же «припаркованы» десятки катеров, на которых можно совершить путешествие по ладожским шхерам – лабиринту протоков, бухт, скал и островов.
Одну из скал у острова Карнетсаари называют Айно, или Разбитое сердце. Утверждают, что именно тут разыгралась одна из трагедий, описанных в «Калевале». Девушку по имени Айно брат и мать мечтали выдать замуж за старика Вяйнямейнена. Но она любила другого, поэтому бросилась с гранитной глыбы в воды Ладоги. Скала раскололась и стала похожа на разбитое сердце.
ГРАНИТ И МРАМОР
Карелию невозможно представить без гранитных скал. В начале ХХ века в Сортавале много раз бывал Николай Рерих. Он запечатлел красоту этих мест в своих картинах.
Художник писал: «Ту радость, бодрость и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полночных восходов? Такое чудо северных сияний?»
В окрестностях Сортавалы есть еще одно уникальное место – рускеальский мраморный карьер. Сегодня здесь природный горный парк, добраться до которого можно на поезде с настоящим старинным паровозом. Курсирует «Рускеальский экспресс» ежедневно, отправляясь с вокзала Сортавалы.
Зрелище, которое открывается взорам туристов в рускеальских карьерах, трудно представить даже в фантазиях: посреди густого леса – мраморный каньон, уходящий белыми стенами в прозрачное озеро. Озеро глубокое, с чистейшей водой. Если бросить монетку, можно увидеть, как она медленно опускается на дно. А там, в бездне, метров 20, не меньше!
В парке можно прокатиться на лодке по мраморному озеру, заглянуть в пещеры, побывать в старинных штольнях, где и знойным летом температура чуть выше нуля. Любители подводного плавания погружаются на дно карьера.
РУБИНЫ ДЛЯ КОРОНЫ
В сувенирных магазинах Карелии наибольшим спросом пользуются поделки из карельской березы, мрамора и шунгита – черного карельского камня, открытого геологами 150 лет назад у заонежской деревни Шуньга, которая и дала ему название.
А вот украшения из красного камня. Что это?
«Гранат», – отвечает продавец.
Оказывается, в Карелии есть месторождение и этого драгоценного камня. Он, правда, не такой кроваво-красный, как в повести Куприна. Фирменный цвет карельского граната – спелой черешни.
Утверждают, что этот камень украшает корону шведских королей. Так это или нет, неизвестно. Шведские короны, а их несколько, действующий реквизит, поэтому никто толком реликвии не исследовал. Но доподлинно известно, что, когда шведы захватили земли Карелии, они вывозили местные гранаты бочками, принимая их за рубины.
Классификацию драгоценных камней ввели позже. Строго говоря, карельский минерал – одна из разновидностей граната – альмандин.
По дороге от Ладожского озера к Онежскому немало старинных деревень. Одна из них – Кинерма – стоит на полпути из Сортавалы в Петрозаводск.
Кинерма носит гордое звание самой красивой деревни России. Она известна с 1496 года. И тут нет ни одной современной постройки. Все дома, а их 16, срубили, как говорится, при царе Горохе.
Наверное, Кинерму ожидала судьба многих населенных пунктов Русского Севера, которые покидают жители. Но, к счастью, в родную деревню вернулась педагог Надежда Калмыкова. Поселившись в доме родителей, она решила превратить малую родину в место паломничества туристов. Отремонтировали старинную деревянную церковь XVIII века, обустроили гостевой дом – для тех, кто вдруг захочет остаться в Кинерме подольше. В гостевом доме есть печь, рукомойник, удобства – во дворе. Зато чистейший воздух и полное погружение в прошлое. Еще есть баня по-черному. И небольшой музей, рассказывающий о том, как жили карелы век и более назад.
Экскурсии по музею и деревне водят сыновья Надежды – Иван, ныне студент Петрозаводского университета, и Егор, старшеклассник. Кинерма уже стала весьма популярным местом, сюда приезжают тысячи туристов.
Главное, что здесь нет ни одного пустующего дома. Недавно в деревне обосновалась еще одна семья – Павла Притупа. Павел родился на Дальнем Востоке, в 1990-е родители увезли его в Америку. Там он вырос, приобрел профессию, женился. А потом решил вернуться в Россию. Кинерма Павлу понравилась сразу. Но он семь лет ждал, когда появится свободный дом, чтобы его купить. И вот все сложилось.
У Павла восемь детей и очень четкая жизненная мотивация. «Я хочу проводить время на свежем воздухе, видеть, как растут мои дети, заниматься любимым делом. В Россию меня привела моя профессия. Я плотник, и в Карелии у меня очень много работы и в строительстве, и на реставрации старинных зданий и храмов», – говорит он.
ЗАЙЦЫ, СКАЧУЩИЕ ПО СКАЛАМ
В Петрозаводске центр притяжения – Онежская набережная. Она украшена множеством арт-объектов – подарков городов-побратимов столицы Карелии. Благодаря им набережная стала своеобразной галереей современного искусства под открытым небом.
А от пристани ежедневно отправляются теплоходы и суда на воздушной подушке в Кижи. Петрозаводск сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. После ее окончания он был выстроен, по сути, заново. Сейчас в планах – реконструкция Петровской слободы, с которой и начинался в 1703 году основанный Петром I город. Принимать участие в проекте готовы многие энтузиасты. Среди них и работники верфи деревянного судостроения «Варяг», создающие в наши дни копии старинных, еще петровских времен, кораблей. Как говорит директор верфи, выпускник петербургской Корабелки Павел Мартюков, сейчас идет строительство ладей для научной экспедиции в северные моря.
В Карелии немало известных водопадов. Один из них Кивач – второй по величине в Европе. Водопаду посвящали свои стихи Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка и другие известные поэты.
А по дороге к водопаду все большую популярность среди туристов приобретает Долина зайцев. Несколько лет назад одной фирме поручили почистить скалы от надписей и граффити, оставленных хулиганами. Мастера работу выполнили и вырезали на скале для забавы несколько зайчиков. Длинноухие пришлись по душе туристам. Многие захотели иметь «именных» зайцев. Теперь за небольшие деньги можно заказать изображение себе или своим друзьям в подарок. Животному присваивается номер, «владельцу» вручается сертификат. Уже нанесено около пятисот скачущих по скалам зайцев. И все они разные.