Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Александр Гнедых: «Открытость и доступность – основной принцип нашей работы»

Насколько выполнима задача иметь в бюджете города 1 триллион рублей, в чем преимущества самозанятых, о борьбе с излишней бюрократизацией, рассказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу Александр Гнедых
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Александр Викторович, сейчас мы переживаем непростое время. Скажите, пандемия сильно ударила по собираемости налогов?

– В 2020 году мы все проходили проверку на прочность в условиях мировой пандемии и экономической нестабильности. И первое полугодие прошлого года действительно сопровождалось падением доходов бизнеса. Но благодаря федеральным и региональным мерам поддержки бизнес устоял. И начиная с третьего квартала и далее был зафиксирован подъем собираемости налогов. По итогам работы за год мы вышли на допандемийный уровень и даже сделали чуть больше. В 2020 году налогоплательщиками Петербурга в бюджет РФ было перечислено 2 триллиона 94 миллиардов рублей, с ростом 13,2 процента. В том числе в консолидированный бюджет города поступило 580 миллиардов рублей налогов, с приростом на 1,5 процента относительно успешного 2019 года.

– Значит, задача иметь бюджет Санкт-Петербурга в 1 триллион рублей вполне выполнима?

– Я живу по принципу: нет задач невыполнимых. Просто все вопросы решаются с разными затратами сил, средств и времени. Сейчас ситуация в экономике города демонстрирует более высокие темпы роста, чем ожидалось. И это, конечно, не может не сказаться на поступлениях налогов. Так, за январь – июль 2021 года в консолидированный бюджет Петербурга мобилизовано 410,5 миллиарда рублей, что выше уровня прошлого года на 26 процентов. По итогам года мы ожидаем исполнение бюджетных назначений на 119 процентов, и соответственно дополнительные поступления в бюджет в сумме 109 миллиардов рублей.

Сегодня фактически формируется бюджет города на трехлетний период. И при условии стабилизации и дальнейшего роста экономики достижение этого показателя мы считаем вполне реалистичным. И с оптимизмом смотрим на решение этого вопроса. Резервы у нас есть. И они не в усилении давления на наших налогоплательщиков. А в обелении бизнеса, выводе его из тени.

– В жизни мы нередко слышим от граждан, что все делается на их налоги. А какова структура бюджета города по доходным источникам? И как повлияет на выплату налогов регистрация «Газпрома» в Петербурге?

– Основным доходным источником в бюджете Петербурга является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его доля - 47,2 процента (215,1 миллиарда рублей на 1 сентября 2021). Налог на прибыль составляет 34,3 процента (141,5 миллиарда рублей). Существенную долю (9,1 процента) в бюджете города занимают налоги, связанные с применением специальных налоговых режимов (УСН, патенты, налог на профессиональный доход) и имущественные налоги (7,6 процента). Таким образом, на долю физических лиц приходится 54 процента доходов бюджета.

Что касается «Газпрома», то он действительно в этом году получил «прописку» в Петербурге. Но в связи с тем, что рынок нефти и газа волатилен, точно оценить влияние этого фактора на рост поступлений в бюджет пока сложно. Конечно, мы учитываем в прогнозе потенциальные поступления от этого налогоплательщика и обсуждаем перспективы. Но нужно понимать, что о результатах мы говорить не можем, ведь налоговые органы связаны налоговой тайной.

Бесспорно одно: такой город, как Петербург, должен иметь не только текущий, но и бюджет перспективного развития. Тем более проектов много, и реализоваться они могут только при достаточном финансировании.

– А как себя зарекомендовало введение понятия «самозанятые»? И не будет ли в связи с этим ликвидирована форма «индивидуальный предприниматель»?

– В Петербурге эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» начался 1 января 2020 г. И по состоянию на 1 июля 2021 в городе уже почти 133 тысячи самозанятых, которые уплатили в бюджет 701,8 миллиона рублей. Самыми распространенными видами деятельности являются информационные услуги (маркетинг, реклама), аренда квартир, автоперевозки. Отсутствие отчетов и деклараций, удобный учет доходов и автоматическое начисление налога в мобильном приложении «Мой налог», низкие ставки (4 процента при расчете с физическими лицами, 6 процентов при расчетах с юридическими лицами) – все эти неоспоримые преимущества дают основания ожидать дальнейший рост количества самозанятых. Поэтому эксперимент кажется нам удачным.

Получение статуса самозанятого не заменяет собой статус индивидуального предпринимателя хотя бы потому, что самозанятые не могут иметь наемных работников. Получение статуса «самозанятый» – уникальная возможность для гражданина легально работать «на себя», заниматься любимым делом независимо, по удобному графику. Кто-то таким образом «монетизирует» свое хобби, а кто-то подрабатывает в свободное от работы или учебы время.

– Но проблемы у предпринимателей все равно неизбежны. Чем может помочь УФНС?

– Мы всегда готовы принять налогоплательщика и рассказать ему, как выйти из той ситуации, в которую он попал. Открытость и доступность – это основной принцип нашей работы. У нас официальных дней открытых дверей не бывает. И знаете почему? Потому что двери у нас не закрываются как в инспекциях, так и в управлении. Мы понимаем, что гораздо проще помочь бизнесмену на начальной стадии совершения ошибки, чтобы он мог исправить ее сейчас и не совершить в будущем.

Кроме того, мы с Александром Васильевичем Абросимовым (уполномоченным по защите прав предпринимателей в Петербурге – «ПД») ведем совместные приемы. И твердо могу сказать одно: ни один налогоплательщик не ушел от нас с нерешенным вопросом.

– Значит, вы с Абросимовым не антагонисты, а союзники?

– Вы знаете, однажды у нас с ним состоялся примечательный разговор. Когда мы начали активно работать по предприятиям, которые заведомо находятся в недостоверности (не соответствует адрес, поменялись учредители, а реестр юридических лиц об этом не знает и т. п.), Александр Васильевич отметил, что мы спрашиваем очень уж жестко. На это я ему говорю: «Вы же уполномоченный по защите прав добросовестных предпринимателей. И не будете защищать тех, кто является хроническим нарушителем». Очень важно, чтобы добросовестным был и налогоплательщик, и наш сотрудник. Потому что только добросовестность обеих сторон ведет к главному – к комфортности ведения бизнеса предпринимателя и комфортности выполнения своих обязанностей нашим сотрудником.

Сегодня задача номер один — это клиентоцентричность. Надо создать для бизнеса такие условия, чтобы он чувствовал себя комфортно. При этом как и налогоплательщик, так и налоговый орган должны выполнить главное – статью 57 Конституции РФ, где ясно и четко написано, что каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законодательством.

– Налоговые споры все равно неизбежны. Удается ли их решать в досудебном порядке?

– Практически нет такой недели, которая проходила бы без рассмотрения жалобы налогоплательщика. Масштаб этой работы сегодня очень велик. Только за прошлый год нами было рассмотрено здесь, в управлении, 2 832 жалобы. В 17,6 процента случаев мы зафиксировали, что наши инспектора были неправы. Например, бывает, что налогоплательщик отчитывался в одной инспекции, потом перешел в другую. В результате образовалась переплата. И он жалуется, почему ее не вернули? Мы проанализировали ситуацию, отрегулировали все вопросы. И сегодня жалоб со стороны налогоплательщиков именно на эту работу нет.

– А что касается населения? Как идет борьба с излишней бюрократизацией?

– Упростить процесс получения налогоплательщиком услуг позволяет прежде всего развитие сервисов и мобильных приложений. В плане цифровизации мы самая продвинутая служба. У нас 72 электронных сервиса. Личные кабинеты налогоплательщиков признаны лучшими. Если раньше люди по старинке шли в налоговые органы, то сегодня они все больше пользуются именно электронными услугами.

Наша служба все больше переходит на взаимодействие с налогоплательщиками в режиме онлайн, оптимизируя процесс документооборота, снижая количество представляемых документов.

С 2018 г. налоговыми органами реализуется «беззаявительный» порядок предоставления налоговых льгот для физических лиц по налогу на имущество и земельному налогу, а с 2020 года по транспортному налогу – льготы предоставляются на основании имеющейся у налогового органа информации без обращения налогоплательщика. Упрощается порядок получения налоговых вычетов по НДФЛ: некоторые вычеты уже можно получить без представления налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизируются процедуры обработки документов налоговыми органами.

Также в качестве примера можно привести институт единого налогового платежа. С помощью этого механизма россиянам доступна оплата сразу нескольких видов налогов: транспортного, земельного, налога на имущество. Физическое лицо вносит некую сумму одним платежом, а налоговая распределяет его нужным образом согласно начисленным налогам. В дальнейшем планируется распространить данную практику на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Думаем, что в ближайшее время практически вся необходимая налогоплательщику информация будет доступна по двум-трем кликам.

– Председатель правительства РФ Михаил Мишустин прежде возглавлял налоговое ведомство, что подчеркивает в том числе важность этой службы. Нет ли у вас таких амбиций?

– Михаил Владимирович очень много сделал для налоговой службы. Он всего себя посвятил этой работе, как и до этого, когда работал в другой госструктуре. Он большой профессионал. Его принцип работы – все, что можно сделать сегодня, не надо откладывать на завтра.

Что касается моих амбиций, то скажу предельно просто. Я служащий своей страны. Родина мне приказала девять раз переехать, я переехал и ни разу не сказал нет. Так что куда Родина прикажет, туда я и поеду.

– А что для вас значит налоговая служба?

– Жизнь. Я 29 лет работаю в этой системе. И уверен, что каждый должен заниматься своим делом. Моя задача и задача налоговой службы – собирать налоги в бюджетную систему РФ. И мы стараемся делать это как можно лучше.