Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Красочно, легально, неформально – что такое стрит-арт для Петербурга

Как рисовать стрит-арт, чтобы его не закрасили, расскажут на практикуме «Субкультурный ландшафт»
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Программа-практикум «Субкультурный ландшафт» призывает молодых художников найти общий язык с горожанами, для которых они творят, с бизнесменами, которые иногда используют чужое творчество в коммерческих целях, с Комитетом по государственному использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) – ведь иногда художники рисуют на стене дома-памятника. Отметим, что это совместный проект с ПАО Газпром «Друзья Петербурга».

«Субкультурный ландшафт» – совместный проект Северо-Западного филиала Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Академии имени Штиглица и проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», а приглашенной звездой стал художник Покрас Лампас. В ходе мероприятия пройдут мастер-классы, а затем молодые художники представят на конкурс свои эскизы.

Нож, яблоки, вязанье

Покрас Лампас отметил, что основная цель мероприятий – донести ценности, взгляды и инструменты коллег-художников до массовой аудитории. Студентам он сразу разъяснил: паблик-арт – разрешенное искусство, стрит-арт – просто массовое, но нелегальное, а граффити – то, что понятно лишь узкой аудитории (самому художнику и его друзьям).

Родоначальником жанра в Петербурге можно считать Кирилла Кто – он начинал еще в группировке «Зачем» – занимался вырезанием «глаз» на баннере, затянутом вокруг реставрируемого дома. Его оружие – нож, которым он взрезал эти самые глаза в ткани маскировочного баннера. Художник Аgon Noga догадался создать свой шрифт, верстку, расстояние между символами – поэтому его тексты (не рисунки) можно сразу отличить. Потом появились анонимные «художники», вплетающие свое творчество в легальные городские объекты, например скамейки с решетчатыми спинками (втыкая в решетку цветы, можно сделать мозаику, например, с изображением кролика). Другим пришла в голову идея использовать вязальную шерсть.

Стрит-арт в итоге мимикрирует под паблик-арт: люди начинают думать, что творчество – разрешенное.

Иногда художники используют поверхности, которые все равно скоро исчезнут, например залежи палых листьев. Или встраивают свой рисунок в трещины на асфальте (а для материала используют яблоки, которые укладывают в эти трещины). А иногда – выдают нарисованные объекты (маленькие, сделанные, например, из папье-маше) за реальные столбы, скамейки. Они разрисовывают их, выкладывают картинки в «Инстаграм», а потом – чем черт не шутит – кто-нибудь заметит идею и захочет ее повторить в каком-нибудь сквере.

«Мы живем в век постправды, – резюмирует Покрас Лампас. – И если картину воплотят в жизнь, никто уже не узнает, что образец для нее помещался на столе».

При этом Покрас Лампас отметил, что в таком городе, как Петербург, «выставлена своя визуальная среда», которую, конечно же, надо уважать. А председатель КГИОП Сергей Макаров заявил: комитет прекрасно понимает, что, с одной стороны, Петербург консервативен и не предполагает появления чего-то нового. С другой стороны, прямо во дворе здания КГИОП есть арт-стена, которую когда-то давно создали уличные художники. Стена обветшала, рисунок давно пора восстановить (потому что без него стена будет совсем непрезентабельной), но делать этого нельзя, потому что дом – памятник. «Комитету 103 года, мы должны быть консервативны, – посетовал Макаров. – Мы занимаемся культурными, а не субкультурными ландшафтами, но все мы люди. И многие хотели бы увидеть, как смотрится стрит-арт в городской среде, а не на эскизе».

О конкурсе

Ректор Академии Штиглица Анна Кислицына заявила, что в новом конкурсе будет обыграна идея науки и техники (2021 год объявлен Годом науки). Участие в конкурсе пройдет в три этапа: сначала – конкурс портфолио, потом – эскизов, а затем, возможно, дойдет очередь до физического воплощения, но места для этого паблик-арта еще не определены.

16 октября в академии будет открыта выставка победителей. Но настоящая победа – это признание жителей окрестных домов. Правда, для этого нужно, чтобы для работ нашлись подходящие брандмауэры.

«Мы стремимся к коллаборации, – заявил Сергей Макаров. – Например, студенты Архитектурно-строительного университета нашли в городе несколько десятков подходящих стен, но не смогли сами их разрисовать. Студенты Академии Штиглица могли бы с этим помочь. А мы, в свою очередь, придумаем, как это реализовать».

Закрыть