Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В центре «Велес» рассказали, как в Петербурге ищут место для диких животных

Принять их могут далеко не все зоопарки

«Петербургский дневник» не раз писал про приют для диких животных «Велес», расположенный во Всеволожском районе. Здесь находятся на передержке медведи, лисы, львы и всевозможные копытные. Некоторых из них, например, лисиц, еще можно отправить на волю, если они своим поведением докажут, что не растеряли инстинкты хищника и поэтому выживут в естественной среде. Но что делать со львами? Их, выросших на руках у людей, нельзя выпустить в живую природу, даже если кто-то оплатит им переезд в Африку. Как отметила начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка Светлана Александрова, «если нам, людям, вручить копья и отправить добывать хлеб на черный континент, откуда вышло все человечество, мы тоже долго не протянем».

Львы в «Велес» попадают из частных коллекций, когда хозяева понимают, что не могут с ними справиться, и выясняют, что зоопаркам эти «кошечки» тоже не нужны. Нет в России такого количества зоопарков, условия в которых Ветнадзор счел бы приемлемыми для приема хищников. Существуют нормы по вольерам: медведю положена площадь 3 на 3 метра, льву – 2,5 на 2,5. К 2025 году зоопарки и цирки, где эти нормы не соблюдаются, могут быть закрыты.

Кроме того, в зоопарке должны работать настоящие ученые, а их в стране не так-то много. Функции зоопарка, отметила Светлана Александрова, – это сохранение, изучение, просвещение. Не дать какому-то виду исчезнуть, выявить его сильные и слабые стороны, научить детей и взрослых, как с ними обращаться. А развлечение отодвинуто даже не на второй план, а на пятый-шестой.

У карантинного центра помощи диким животным «Велес» функция одна – сохранение. По сути, они просто исправляют ошибки неразумных хозяев. Руководитель «Велеса» Александр Федоров рассказал, что, даже если завтра в каждом городе появится по зоопарку, распределять редких хищников будет сложно, так как у них нет никакой родословной. А ей уделяется особое значение, потому что нельзя допустить спаривания близких родственников. Не все зоопарки к тому же гарантируют животным хороший уход.

«Несколько лет назад я отдал одну из львиц зоопарку в Крыму – тому самому, где недавно тигр откусил палец ребенку, – вспоминал Федоров. – Львицу там заморили, мне об этом ничего не сказали, утверждали, что она жива, а когда я через суд добился разрешения на «встречу», показали куда-то в глубину вольера и велели искать ее самому».

Но пока что получается, что львы в «Велесе» живут в ужасной тесноте и без всяких перспектив. Впрочем, скоро все изменится: Александр Федоров рассказал, что в ближайшие годы «Велес» переедет чуть дальше от города, в поселок Первомайское Выборгского района, где под приют можно будет задействовать пять казарм бывшей воинской части. Тогда у медведей и львов появится больше пространства. В планах руководителей – аренда 800 гектаров земли, строительство кафе и гостиницы. Однако заведение так и останется приютом, а не местом для зрелищ. Посетителей если и будут пускать, то изредка.

Сейчас в «Велесе» обитают 4 львицы и львенок, 20 медведей, три рыси, 14 лосей и пять оленей, множество пушных грызунов и десятки хищных птиц.