«Я счастлива в школе уже 44 года»: педагог в четвертом поколении рассказала, каково работать там, где училась
Элеонора Иванова пришла в общеобразовательную школу №169 Центрального района в 1977 году четвероклашкой и теперь там работает учителем русского языка и литературы. В честь Дня учителя она рассказала, каково быть педагогом в четвертом поколении, как современные дети читают классику и почему хороший учитель лучше программы «Антиплагиат».
– Когда вы поняли, что хотите стать учителем?
– В раннем детстве я, как и многие девочки, мечтала стать балериной, однако к седьмому-восьмому классу, вдоволь наигравшись в школу дома, поняла, что хочу быть именно учителем. После начался выбор предмета. Мне нравилась история, но я очень хотела работать именно в своей 169-й школе. Этот предмет у нас вела молодая и талантливая Анна Порфирьевна Пшебильская, было понятно, что она проработает долго. Кстати, так и получилось: она до сих пор преподает в нашей школе. Тогда я задумалась об иностранном языке, но в итоге выбрала русский язык и литературу.
– Почему вы хотели работать именно в той школе, в которой учились?
– В 169-ю школу я попала в 1977, уже после того, как закончила начальную, и мне сразу там очень понравилось. Конечно, у меня, как и у всех, были какие-то трудности, но я абсолютно искренне считала, что учусь в самой лучшей школе у самых лучших учителей. И я очень хотела помочь всем детям полюбить школу так, как любила ее я. Именно поэтому я была председателем совета дружины, комсомольским организатором класса, вела встречи выпускников и участвовала во всех концертах. Так что мое желание работать в школе не удивило ни учителей, ни одноклассников.
Причем я не покинула школу после ее окончания. 25 июня мне выдали аттестат, а 23 августа уже появился приказ о моем зачислении в штат в качестве пионервожатой, то есть в школе меня не было буквально два месяца. В общем, мое желание полностью сбылось, и я самый счастливый человек на свете.
– Вы педагог в четвертом поколении, как родные отнеслись к вашему решению работать в школе?
– Сначала мама меня отговаривала, и особенно заклинала не выбирать русский язык и литературу, говорила, что я пропаду в тетрадях. Однако своя работа ей нравилась, она всегда говорила, что педагогика – это непросто, но увлекательно, поэтому быстро приняла мой выбор. Другие родственники вообще не возражали.
– Ваши дети связаны с педагогикой? Хотели бы, чтобы они продолжили династию?
– Мой сын работает в сфере IT, однако какое-то время вел кружок «Подготовка к дебатам» в нашей школе. Также он был вожатым в детском лагере. Когда вернулся, сказал: «Очень интересно, но очень сложно, поэтому учителем, пожалуй, я не буду».
Конечно, в глубине души, мне не хотелось бы, чтобы династия обрывалась, однако я не могу лишить сына и будущих внуков выбора. Кроме того, если прервется одна династия, то начнется другая, что тоже хорошо.
– Вы преподаете литературу больше 30 лет, скажите, современное поколение действительно читает классику хуже, чем когда-то?
– Отношение к классической литературе, безусловно, меняется. Лев Николаевич Толстой не нравится современным детям своей заумью, излишним философствованием, назидательностью и категоричностью. Федор Михайлович Достоевский, как бы странно это ни звучало, кажется в чем-то наивным. Однако произведения этих и других классиков во все времена пугали школьников своими объемами, и всегда были те, кому они нравятся, и те, кому – нет. Так что не стоит думать плохо о современном поколении.
– Как вы в эпоху развитого Интернета следите за тем, чтобы дети действительно самостоятельно писали сочинения?
– Я не пользуюсь программами типа «Антиплагиат», хороший учитель и без них прекрасно понимает, что ребенок написал сам, а что – нет. Но даже если я понимаю, что ребенок просто скачал сочинение из Интернета, то просто говорю, что мне не хватило именно его мнения.
Более того, я не против, чтобы ученики использовали чужие материалы, главное – указывать источники. Все поэты и писатели в начале творческого пути кому-то подражали, искали свой стиль. Написать хорошее сочинение сразу сложно, а так потихоньку, изучая разные источники, дети расширяют свои возможности. Может быть, в следующий раз им понадобится меньше дополнительной информации, а к экзамену, когда списать сочинение точно не будет возможности, в голове сложится целая база из достойных для подражания образцов.