В Кронштадте почтили память героического экипажа С-13 и погибших в Великую Отечественную войну подводников
Церемония возложения цветов, приуроченная к 35-летию со дня открытия первого в России памятника «Героическому экипажу С-13 и ее командиру А.И. Маринеско», расположенного на Ленинградской военно-морской базе Балтийского флота в Кронштадте, прошла сегодня.
В ней приняли участие потомки членов экипажа С-13 и других подлодок, участвовавших во время Великой Отечественной войны в боях на Балтике. А также современные подводники и ветераны флота.
Инициатором акции памяти выступил глава музея школы № 189 «Шанс» «Из истории подводных лодок типа «С» Краснознаменного Балтийского флота» имени А.И. Маринеско Сергей Телешов. К слову, с 2018 года в 189-й школе действует несколько кадетских классов. Ребята углубленно изучают морское дело и планируют связать свое будущее с флотом.
В январе этого года, с разрешения командующего Балтийским флотом, 189-я школа взяла шефство над действующей подводной лодкой «Санкт-Петербург». Одна из учениц этой школы написала картину, где изображена подлодка Маринеско С-13, возвращающаяся после «атаки века». Ее копию преподнесли в дар экипажу «Санкт-Петербурга».
«Напомню строчки, которые написал поэт Всеволод Азаров: «Двенадцати лодкам погибшим со дна не подняться. // Но эта жива и за них свой продолжила счет. // И ветер взвивает протравленный флаг С-13. // Ей честь отдает кораблей невернувшихся строй», – начал речь на торжественно-траурном митинге Телешов. – Этот памятник создан не только в честь Александра Маринеско, но и в память о заслугах и подвигах всех подводников. Поэтому сегодня с нами сын командира 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота Гавриила Тутышкина, погибшего в 1940 году в Финскую войну, дочь командира С-6 Василия Кульбакина, погибшего на Северном флоте, семья внука командира С-4 Абросимова, потомки Александра Маринеско и членов экипажей других подлодок, сражавшихся на Балтике».
Сражались до конца
Маринеско командовал подлодкой С-13, история серии этих субмарин начиналась с кораблей С-1, С-2 и С-3, которые участвовали в боях еще в Финскую войну и фактически прошли первые испытания боем, что позволило исправить выявленные недостатки на последующих кораблях серии.
«Мой отец командовал 13-м дивизионом и подлодкой С-2. Он погиб в Финскую войну, С-2 так и не вернулась с боевой задачи. Та война для подводников в основном проходила в Ботническом заливе, куда надо было прорываться через минные заграждения. Изначально, по официальной версии, предполагалось, что С-2 со всем экипажем погибла, подорвавшись на мине. Спустя много лет удалось установить место ее нахождения, лодка оказалась на значительном месте от предполагаемого ранее места гибели. Я провел исследование финских и шведских документов и газет военного времени. Нашел доказательства того, что, получив повреждения от взрыва мины, лодка все равно вышла в атаку на вражеский конвой», – рассказал Александр Тутышкин, сын командира 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота Гавриила Тутышкина.
История как оружие
Заместитель председателя совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, доктор исторических наук, капитан 1-го ранга (в отставке) Исай Кузинец подчеркнул, что Александр Маринеско – это особая статья в истории флота и Ленинградской битвы. Его «атака века» поставила победную точку в войне на море.
«До самого конца гитлеровцы питали надежду изменить исход войны. На потопленном Маринеско лайнере «Вильгельм Густлофф» находилось огромное количество подготовленных немецких подводников, которые могли сформировать экипажи нескольких дивизий подлодок. Он их уничтожил, положив конец любым надеждам гитлеровцев, – подчеркнул Кузинец. – Сегодняшнее поколение должно вспоминать историю, чтобы на примере таких великих людей, как Александр Маринеско, учиться, как жить сегодня. Мы должны гордиться своей историей и своими героями».
Ветеран флота капитан 1-го ранга Михаил Юрченко отметил, что иногда возникает вопрос, для чего нужны памятники?
«Посмотрите, как стремительно сейчас пытаются сносить мемориалы, посвященные подвигам в годы Великой Отечественной войны, в тех государствах, которые хотят какого-то нового порядка. Памятники – от слова «память», и эта память сейчас является такой же составляющей боевого потенциала нашей Родины, как и то оружие, которое несут наши корабли», – заявил он.
Напомним, 30 января 1945 года подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско потопила к северо-западу от Данцигской бухты немецкое судно «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 тысяч тонн и крейсер «Генерал Штойбен» с тремя тысячами солдат и офицеров на борту. По разным данным, от атак советских подводников погибло около 8-10 тысяч солдат и офицеров фашистской Германии. В том числе курсантов-подводников и высших чинов СС.