Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Ольга Григорьева: «Почти всех детей можно научить любить уроки физкультуры»

Учитель физкультуры лицея №30 о том, чего не хватает современной школе
Ольга Григорьева: «Почти всех детей можно научить любить уроки физкультуры» Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Учитель физической культуры физико-математического лицея №30, писатель, мастер спорта международного класса Ольга Григорьева рассказала «Петербургскому дневнику» о том, зачем решила сдавать нормы ГТО, почему никогда не поставит двойку и как увлечь спортом будущих Эйнштейнов.

– Почти всем школьникам нравятся уроки физкультуры. Как вы думаете, почему?

– Далеко не всем. Но в большинстве своем дети, которые не любят уроки физкультуры, имеют комплексы: по поводу своей внешности или физической формы. К таким детям просто нужно подобрать ключик, дать им понять, что они могут быть в чем-то лучше других и им нечего стыдиться своих комплексов. Потому что там, где есть комплексы, есть и достоинства. Детей почти всех можно научить любить уроки физкультуры.

– В вашей жизни был такой преподаватель, который научил любить спорт? И почему вы стали учителем физкультуры?

– Длительное время я работала тренером, потом занималась литературной деятельностью, работала с детьми-инвалидами... В школу попала случайно и даже не думала, что задержусь надолго, но мне понравились школьная атмосфера и коллектив, и вот я до сих пор здесь. Ну а любовь к спорту мне привил мой первый тренер Евгений Казимирский, которого, к сожалению, сейчас нет в живых. Он первый поверил в меня, когда все остальные считали меня бесперспективной спортсменкой. Он дал понять, что я могу горы свернуть, если поверю в себя и буду много трудиться. Благодаря его вере и таланту я стала восьмикратной чемпионкой СССР по плаванию, мастером спорта международного класса, четырехкратной обладательницей Кубка СССР и чемпионата Европы. За это всегда буду ему благодарна.

– А сейчас есть желание свернуть горы? И можете, например, дать фору старшеклассникам в каких-то видах спорта?

– Далеко не во всех. В плавании точно могу, причем хорошую фору, потому что я этим много занималась. В остальном сложнее будет из-за возраста. Но, знаете, некоторое время назад, когда только возрождалась традиция сдавать нормы ГТО, решила попробовать свои силы. В школе нашлись даже энтузиасты, которые меня поддержали: это учителя и химии, и информатики, и физкультуры, мы стали одними из первых в Петербурге, кто участвовал в эксперименте. Не скажу, что все было легко, но в итоге получила золотой значок ГТО.

– Какие стороны вашей личности не видят дети? Чем, помимо спорта, увлекается учитель физкультуры?

– Всему, чем бы я ни увлекалась, я отдаюсь целиком и без остатка. В свое время я сочиняла для сына рассказы, чтобы ему было не скучно в электричке во время поездок на дачу. Они были в жанре исторической мифологии. Мой брат Дмитрий Григорьев, поэт и писатель, услышал и посоветовал записать рассказы. Так появилась моя первая книга – «Ладога», потом настолько увлеклась изучением славянской и скандинавской истории, что написала целый цикл скандинавских романов. Позже появились произведения в жанре иронического детектива и исторического славянского фэнтези, некоторые из них удостоились признания специалистов.

– Только таких талантливых учителей приглашают на работу в лицей?

– Мы познакомились с директором школы задолго до моего назначения учителем физкультуры. Я искала зал для занятий в секции по волейболу. Случайно проходила мимо лицея, зашла, меня сразу представили директору, мы очень хорошо пообщались и, видимо, я оставила какую-то память о себе, потому что через несколько лет, когда появилась вакансия, обо мне вспомнили и пригласили.

– Физико-математический лицей, в котором вы работаете, – один из лучших в Санкт-Петербурге и в России. Легко ли заинтересовать спортом будущих Эйнштейнов и Ньютонов?

– У нас учатся замечательные дети, они как губка впитывают любую информацию и хотят преуспеть во всем. Мне даже иногда приходится отговаривать учеников от сдачи норм ГТО, например, если они недостаточно хорошо готовы к этому. Если понимаю, что неудача может сильно ударить по самолюбию, предлагаю подготовиться и сдать через год. Их не надо заставлять заниматься физкультурой, они сами этого хотят.

– Как вы считаете, есть ли необходимость выстраивать программу, ориентируясь на каждого ученика?

– У нас есть общеобразовательная программа, и мы должны ей следовать, но в нашем лицее есть масса секций. Спортом занимается практически весь лицей. Но если у ребят возникают споры по поводу того, что на уроках физкультуры скучно или слишком просто, приходится объяснять, что, занимаясь отдельными видами, они не смогут развиваться гармонично, развить те мышцы и спортивные качества, которые могут понадобиться в будущей профессии.

– По вашему мнению, надо ли ребенку ставить плохую отметку, если он не может выполнить норматив в силу своих физических данных?

– Совсем недавно мы общались с одной из мам, и она задавала ровно такой же вопрос. Физкультура – такой же урок, как математика, русский или английский язык. Есть дети, которым не даются некоторые дисциплины, но они все равно вынуждены сдавать тесты. Физкультура ничем не отличается от остальных предметов. Это урок прежде всего. И нормативы должны выполняться, но я никогда не поставлю двойку ребенку, если вижу, что он старается. Более того, могу поставить «отлично» за активность на уроке.

– Ольга Анатольевна, как вы думаете, чего не хватает современной школе?

– Нам не хватает инструктора по лечебной физкультуре, чтобы дети, имеющие определенные нарушения по здоровью, могли просто улучшить свое здоровье, занимаясь с профессионалом. Не каждый учитель имеет диплом и знания инструктора лечебной физкультуры. При всем своем желании учитель физкультуры не сможет скорректировать программу таким образом, чтобы дети, имеющие отклонения по здоровью, получили максимальную пользу. Я бы ввела такую должность.

Закрыть