Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Марина Ананич: «Национальные проекты ориентированы на внедрение инноваций»

Эксперты уверены: необходимо строить научно-техническую стратегию на 50 лет вперед, чтобы решать ключевые задачи, в том числе в медицине
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Помощник губернатора Новосибирской области, член экспертного совета Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Марина Ананич заявила, что сейчас государство готово к инновациям и технологическому развитию больше, чем бизнес, образование и другие отрасли.

«Все национальные проекты ориентированы на внедрение инноваций. Это большой прогресс в мышлении власти. Если раньше пытались как-то завуалировать правильную мысль, то сейчас четко прописано, сколько инновационных продуктов должно быть использовано. Особенно это видно на примере дорожного строительства: там указано прямо в процентах – сначала 10, потом 20, 30 и больше. Или программа «Приоритет-2030», цель которой к 2030 году создать более 100 современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Дело в том, что если нет связи с бизнесом и наукой, то и университет не может ничего сделать, добиться какого-то масштабного прорыва», – говорит Ананич.

По ее словам, необходимо строить научно-техническую стратегию на 50 лет вперед, учитывая, что сейчас технологии внедряются настолько быстро, что ею можно не успеть воспользоваться. Стратегия должна учитывать, как технологии изменят жизнь человека, а не просто объявить о разработке новых вариантов искусственного интеллекта.

Достижение цели

Интересно, что научно-техническая стратегия Японии до 2050 года включает такие понятия, как «свобода движения, мышления, свобода в пространстве».

«Не надо давать науке направления, по которым она и так работает. Необходимо задать важный тренд, то есть найти решение ключевых задач, а какими технологиями будут решены эти задачи – второстепенно. Так было и раньше, когда совершался прорыв в освоении космоса или атомной энергетике. Никто не спрашивал, какие технологии нужны, чтобы добиться результата: вот вам задача – решайте ее», – акцентировала эксперт.

Марина Ананич отметила, что о персонифицированной медицине заговорили совсем недавно. Еще американский футуролог Рэй Курцвейл утверждал, что к 2032 году будут изобретены нанороботы, которые будут заботиться о здоровье человека, находясь внутри него, пока человек занимается своими привычными делами. Между тем академик РАН Виктор Принц рассказывал о своих разработках наношприца, который может доставлять лекарство в нужное место, в начале 2000-х, но реально проектом занялись совсем недавно. В то же время существует так называемая «Кривая Гартнера» – это графическое отображение цикла зрелости технологий, представляющего собой поэтапный процесс, через который проходит любая инновационная технология.

«На этой кривой выстраивается картина, в каком состоянии та или иная технология, вы можете в нее встроиться и понять, что эта технология будет готова к применению через пять лет, а другая нужна для реализации проекта через 10. Почему это важно? Потому что вы можете разработать наношприц, как Принц, но не будет технологий, способных это реализовать», – обращает внимание Ананич.

Искусственный интеллект и шеринг

С началом пандемии самой актуальной темой стало здравоохранение. Пришло понимание, что важны не только собственное здоровье и благополучие близких, но и здоровье сотрудников компании для работодателя. В условиях пандемии пришлось принимать экстренные решения, что серьезно подтолкнуло ряд разработок для медицины и здравоохранения.

Сейчас много говорят о том, что технологии постепенно вытесняют человека.

«Искусственный интеллект (ИИ) вряд ли сможет заменить врача полностью, но может быть хорошим помощником. Пандемия показала, что врачи эмоционально выгорают, устают. Это может влиять на оперативное принятие взвешенных медицинских решений. Чтобы облегчить им работу, можно переложить на ИИ, скажем, распознавание рентгеновских снимков, диагностику заболеваний легких и т.п.», – делится мнением эксперт в области медицины и биотехнологий, генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал» Елена Кириленко.

Она обратила внимание, что пандемия подтолкнула новые направления в медицине. К примеру, на Петербургском экономическом форуме обсуждался вопрос развития шеринга (от англ. share – «делить»). Шеринговая экономика несет в себе идею совместного использования товаров и услуг.

«Во-первых, это касается оборудования, которое можно выдать пациенту для реабилитации на дому. Когда человеку требуется определенное оборудование, но только на определенный срок, поэтому покупать его дорого и не очень нужно в долгосрочной перспективе. Это направление может быть востребованным направлением бизнеса и технологическим решением, – говорит Елена. – Еще одна новая идея – шеринг телемедицинских консультаций. В пандемию служба скорой медицинской помощи оказалась перегружена. Когда требуется консультация, ее мог бы дать врач, который сейчас не занят с другими пациентами».

Производство и диагностика

Закрытие границ из-за коронавируса стало определенным толчком для развития российского производства медоборудования.

«Можно констатировать – если раньше были модульные сборки, отверточные сборки, то сейчас это разработки. К тому же российское оборудование проще ремонтировать и иметь обратную связь с производством. Действительно, российские производства практически в режиме онлайн, получая какие-то пожелания от заказчиков, делают серьезные доработки. Это серьезный прорыв, приятно констатировать, что идет развитие и наших предприятий», – отметила Елена Кириленко.

По ее словам, активное внедрение цифровых технологий в отечественную медицину значительно повышает эффективность многих процессов. Особенно полезны технологии в области диагностики состояния пациента. Любая терапия должна сопровождаться регулярным мониторингом динамики – насколько она эффективна для пациента. Тут помогают современные гаджеты и новые технологические решения, такие как система онлайн-мониторинга и другие.

Закрыть